Найти тему
Волшебная музыка

Польское влияние на русское музыкальное искусство

Оглавление

Всем привет

С вами Волшебная музыка 🤗✨

Проникшее в Россию польское влияние дало «жизнь» партесному пению с его вычурными, кудреватыми, шумными концертами, мало соответствующими богослужебному церковному вкусу.

-2
Первоначально хоровое искусство насаждалось вне храма под именем «польского художества» в виде множества «псальмов, «кантов», «виршей» и «концертов», распевавшихся на три голоса. Во второй половине XVII века эта музыка была уже столь употребительна в Москве, что ей посвящали свои силы такие видные люди, как, Симеон Полоцкий. Это пение весьма нравилось русским людям. Царь Алексей Михайлович неоднократно вызывал из Киева в Москву певчих и учителей партесного пения. Впоследствии под покровительством архиереев повсеместно стали организовываться певческие, церковные или архиерейские хоры. 
Патриарх Никон
Патриарх Никон

Патриарх Никон первый по достоинству оценил новое пение и всячески способствовал его развитию и распространению. Ещё во время своего епископства в Новгороде он вводил там вместе с линейной системой многоголосное партесное пение, а вступив на патриарший престол, стал действовать ещё активнее по отношению к распространению партесного пения.

Произведения южнорусских певчих и их учеников первоначально представляли трёх/четырехголосные переложения песнопений знаменного, киевского, болгарского и греческого распевов. Но ревностных польских композиторов не удовлетворяли древние распевы, очевидно, потому, что они мало им были знакомы, а поэтому и мало их ценили. Вследствие этого увлечение «польским художеством» направлялось не в сторону гармонизации древних распевов , а пошло по пути самостоятельного, свободного творчества, которое удивляло современников новизной гармонического изложения и приемов исполнения.

Одновременно с распространением в России юго-западного и местного партесного пения появились и теоретические руководства. Самым лучшим лучшим, по тому времени, было руководство Николая Дилецкого «Идеи грамматики мусикийской» (в 1679 г. переведенной на славянский язык).

-4

Н. П. Дилецкий - киевлянин по происхождению, но образование получил польское в городе Вильне; там же он изучил и польскую музыку.

Содержание «Грамматики» чрезвычайно обширно. Она предназначалась для широкого круга читателей: для певцов в ней даны самые необходимые, элементарные сведения по теории музыки; для учителей, руководителей хоров - методические указания - способ обучения детей пению; но основу ее составляют разделы, предназначавшиеся для композиторов, которым предлагаются правила композиции, гармонии, контрапункта. «Мусикийская грамматика» Дилецкого представляет собой род пособия по обучению музыкальной грамоте, столь необходимого в России XVII века, и практического руководства по композиции.

-5
Мысль о роли музыки среди прочих наук и искусств была новой для Руси XVII века. В работе Дилецкого уже определяется взгляд на музыку как на искусство возвышенное, философское.

«Мусикия - вторая философия и грамматика» -

в этом высказывании сторонника партесного пения Иоанна Коренева, изложившего свои музыкально-эстетические воззрения в предисловии к «Грамматике» Николая Дилецкого, находит отклик средневековая западноевропейская теория семи свободных искусств, которая получила большое распространение в России во второй половине XVII века. В ней музыка стояла в одном ряду в грамматикой, диалектикой, риторикой, арифметикой, геометрией и астрономией.

-6

«Мусийская грамматика» Дилецкого -

это замечательный музыкально-теоретический трактат XVII века, совершивший наиболее решительный поворот в музыкальном сознании современников. Он дал массу принципиально новых сведений, касающихся вопросов элементарной теории: понятие о тональности, метре, ритме, ладах, ключах и ключевых знаках, сольмизационной системе. В трактате есть правила гармонии, контрапункта и композиции. Дилецкий знаком с системой темперированного строя и хроматическим звукорядом, он вводит в практику квинтовый круг, затрагивает и понятие энгармонизма.

-7

В основе партесного многоголосного пения лежал 4-голосный склад с определенной функцией каждого голоса. Простейшим видом партесных песнопений были гармонизации мелодий знаменного распева.

Наивысшего развития стиль партесного многоголосия достиг в торжественных праздничных произведениях на слова псалмов Давида, называвшихся концертами. Мелодика партесного концерта полностью освободилась от связи со знаменным распевом. Партесные концерты были рассчитаны на исполнение большим по составу хором и отличались пышностью и эффективностью звучания. Они создавались часто для шести-, восьми- или двенадцатиголосного хора, а иногда и для нескольких хоров.

Партесные песнопения стали записываться особого вида пятилинейной нотацией, называемой Киевским распевом, с нотами квадратной формы, постепенно вытеснив старую систему крюковой письменности.

Характерным образцом партесного многоголосия является двенадцатиголосный концерт В. Титова «Радуйтеся Богу, Помощнику нашему», выдержанный в торжественном характере.

В царствование Феодора Алексеевича, стали распространяться в Великороссии польские духовные стихи, псалмы и канты, а также целые собрания псалмов (Псалтирь) в стихотворном и партесном изложении, которые и послужили подготовительной ступенью для увлечения русского общества «польским мусикийским художеством», «партесами» и «концертами».

Однако русско-польское партесное и концертное пение просуществовало недолго: только до конца царствования Петра Великого (1725 г.), который и сам нередко принимал участие в нем.

В XVIII веке, когда через окно, прорубленное в Европу Петром Великим, широким потоком полился в Россию свет западной науки и культуры, тогда наши русские родные напевы были практически забыты, уступив место сладкозвучной итальянской музыке.

На сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца.
Ставьте лайки 👍
Подписывайтесь на канал 🤗
Увидимся через неделю 😉
С вами была Волшебная музыка ✨

#русскоемузыкальноеискусство #историямузыки #волшебнаямузыка