Найти тему
Мнение обывателя

1992 год союз композиторов и еще куча творческих союзов изменились до неузнаваемости

Вслед за распадом СССР следует реорганизация Союза композиторов СССР — главного идеологического монстра 1930-х — 1980-х гг.

В прошлое уходит сам эпитет «советский»: «Советская культура» стала «Культурой», «Советский балет» — просто «Балетом». Эпидемия переименований затрагивает и оперные театры, многие из которых вынужденно обзавелись новыми именами за годы советской власти.

Логичным следствием реверсии Ленинграда-Петербурга выглядит возвращение имени Мариинскому театру. Начавшаяся ваучерная приватизация (или «прихватизация», как ее называют в народе) не коснется национального достояния, коим признан Большой театр. Трудно себе представить, как такой громоздкий организм мог бы выжить, если бы правительству вздумалось отпустить его в свободное плавание.

За вводом свободных цен следует их мгновенный рост, за индексом инфляции страна следит, как за сводками с фронтов. Меломаны предпочитают «вкладывать» свои скромные сбережения в покупку концертных абонементов. Инфляция делает чрезвычайно выгодной эту форму «кредита»: закупить хлеба впрок все равно не удастся, так стоит позаботиться о зрелищах.

-2

К тому же филармонии никуда не денутся и худо-бедно свои обязательства выполнят. Популярность абонементов будет только расти: в условиях крайней экономической нестабильности проверенные десятилетиями академические формы концертной жизни становятся все более привлекательными.

Хотя содержание концертов меняется. Если в провинции все еще открывают имена авангардистов, то в столицах уже входит в привычку ходить на концерты с участием Владимира Мартынова и Леонида Десятникова. Тем не менее, отрадно, что в условиях мгновенного обесценивания материальных накоплений находятся средства на постановки крупных произведений — в Московском камерном музыкальном театре идет опера Эдисона Денисова по пьесе Пабло Пикассо «Художник и четыре девочки», в петербургском Театре оперы и балета им. Мусоргского Николай Боярчиков ставит балет Сергея Баневича «Петербург».

-3

-4

Приезд мировых оперных звезд становится обычным явлением — это теперь такой же выгодный бизнес, как организация турне рок-групп. Звезды, правда, выбираются не первой свежести, зато они не нуждаются в раскрутке. Российская столица особенно приглянулась Монсеррат Кабалье, приезжает и Хосе Каррерас. Мариинскому театру удается заполучить Пласидо Доминго — но не на коммерческий концерт, а на премьеру Вердиевского «Отелло».

-5

На сцену Большого театра выходит звезда мировой оперы отечественного происхождения: Галина Вишневская принимает участие в гала-концерте, данном в честь 45-летия ее творческой деятельности. Сбор от вечера певица передает в основанный ею пенсионный фонд для помощи солистам оперы и артистам хора Большого театра. Пригласить же тех, кто сегодня определяет лицо мирового оперного театра, у отечественных импресарио нет никакой возможности — не только из-за отсутствия средств, но и потому, что гастрольный график востребованных звезд расписан на много лет вперед. В России же планировать на столь долгий срок не привыкли: за это время либо импресарио разорятся, либо конъюнктура рынка кардинально поменяется.

-6