Найти тему
Книжная аптека

Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»: Путеводитель по Парижу и охоте на ведьм

Если вы собираетесь в Париж и вам нужен путеводитель – смело берите в руки «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго. Если вы хотите узнать об истории средневековой архитектуры, особенно Готики – тоже читайте «Собор Парижской Богоматери». Ну и если вам интересны нравы средневекового Парижа, суды над ведьмами и колдунами – подробности найдете в этой книге.

Собственно, история цыганки Эсмеральды, звонаря Квазимодо, священника Клода Фролло и капитана Феба – это меньше половина текста исторического романа Гюго.

Мне кажется, что в юности этот роман читали все. Перечитывая эту книгу в июле, я удивлялась, как много лет назад взахлеб зачитывалась им. Ведь кроме объемных глав об устройстве и истории Парижа и его архитектуры, о судьбе Готики, есть еще подробности про историю алхимии, про средневековое философское и теологическое образование и так далее и так далее. Не скажу, что это было легкое и быстрое чтение. О чем бы не взялся говорить Гюго, ко всему он подходит с дотошностью, въедливостью и основательностью. И рассказывает нам со всеми подробностями и нюансами.

Очень интересны его размышления о Готике. Гюго высказывает парадоксальную мысль, что печатный станок Гутенберга стал могильной плитой архитектуры и положил конец ее развитию и расцвету. Что Возрождение – это не вершина строительства храмов и дворцов, а предсмертный хрип зодчества как искусства. Так как до книгопечатания именно архитектура Готики была той книгой, которая рассказывала людям о Боге и человеке.

-3

И ведь влюбленность Гюго в Париж, в историю архитектуры буквально спасла жизнь Собору Notre-Dame de Paris. Роман был опубликован в 1831 году, к тому времени над Парижем уже пронеслась первая волна модернизации, надвигалась вторая. Собор Нотр-Дам собирались перестраивать, и даже были предложения о его сносе. Но успех романа привлек внимание к собору, и его не стали трогать. Более того, Гюго сделал Notre-Dame de Paris символом Парижа и Франции для всего мира. Именно поэтому мы с такой печалью смотрели кадры горящего собора три года назад.

-4

Еще хочу сказать об образе Эсмеральды. Привычно стало видеть, что в многочисленных иллюстрациях, экранизациях и сценических воплощениях ее изображают яркой, вызывающей, соблазнительной. Тогда как Гюго постоянно подчеркивает, что это 16-летнее невинное дитя. Маленькая, хрупкая, изящная, беззащитная и невинная девушка оказалась брошена в жернова «правосудия» и «благопристойности». А сцену ее встречи с потерянной и обретенной матерью вообще спокойно читать невозможно. Нашла в сети всего одну иллюстрацию, которая, как мне кажется, ближе всего отражает Эсмеральду Гюго:

-5

Я ни минуты не пожалела, что стала перечитывать этот роман. После него остается ощущение мощи – громада Собора, мощный текст книги, гигант-романтик Виктор Гюго.

Читали в юности «Собор Парижской Богоматери»? Перечитывали его еще раз?

  • Благодарю за ваши лайки, они развивают канал и придают автору уверенности!
  • Приглашаю подписаться, чтобы не пропустить новое интересное о литературе, книгах и театре.
  • Заходите, приглашаю общаться.

#виктор гюго #париж #французская литература #классика литературы #книжнаяаптека_отзывы #нотрдамдепари #собор парижской богоматери #что читать