Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Советские батальные кинокартины о Великой Отечественной. Рассказываем, что упустили режиссеры

Оглавление

Советские батальные кинокартины, во многом сформировавшие мнение зрителя о Великой Отечественной, часто грешат невнимательностью к материальной культуре, деталям снаряжения. Из фильма в фильм мы видим сюжет: ночь, по нейтралке в сторону противника ползут наши разведчики… Или, продираясь сквозь гущу леса под уханье совы, идут в рейд партизаны… Увешанные оружием и гранатами, подсумками и сидорами… Главной же вещи, благодаря которой бойцы могли ориентироваться ночью, — электрических фонариков — у киногероев нет.

Складывается мнение, будто их на снабжении у частей Красной Армии вообще не было. Но довоенный СССР переживал технократический бум, электрификация страны значилась в планах индустриализации красной нитью. Проникнув в быт граждан, фонарики попали и в Красную Армию.

Роскошь, а не средство освещения

Первая мировая война стала конфликтом № 1, который проторил портативным осветительным электроприборам путь в войска. Фонарями штатно оснащался довольно узкий круг подразделений. Они использовались авиаторами, членами экипажей бронеавтомобилей, боевых кораблей и подводных лодок, военными железнодорожниками, самокатчиками (велосипедистами и мотоциклистами), штабными офицерами. В пехоту, артиллерию, кавалерию, составлявших подавляющую часть вооруженных сил Российской империи, фонари поступали в незначительных количествах.

The Second World War.
The Second World War.

Производственные мощности державы были скромны, чтобы сделать фонарь широкодоступным. Значительными объемами продукции могли похвастаться лишь фирма «Трындин и Сыновья» (Москва) и завод «В.К.Э.» (Рига), элементы питания для которых выпускала компания «Титан» (Варшава, Москва). Значительное количество фонарей с конца 1900-х годов военное министерство закупало у союзников — в Бельгии и во Франции.

-3

Гори, гори ясно!

У меня в руках — отреставрированный образец модели осветительного карманного фонарика времен Великой Отечественной. Производство прибора было освоено на Витебском заводе часовых деталей (ЗЧД) после эвакуации части его мощностей в Пермскую область РСФСР. Встать на военные рельсы уже с конца 1941-го помогла купленная в довоенное время лицензия на производство модели фонарика знаменитой немецкой фирмы Daimon. Вернувшись в город на Двине осенью 1944-го, предприятие возродилось и расширилось, получив новое имя — Витебский игольный завод, позднее — Витебский завод «Металлоштамп» (ЗМШ). Его преемник — Витебский приборостроительный завод выпускал эту модель под маркой «Витебск».

-4

О военном прошлом изделия говорят три характерные детали. Прежде всего — петля сверху. Удивляет малый разрез — всего 2,5 см! И выбор материала: почему кожа, а не дужка из практичного металла? Размер разреза сделан специально под пуговицу нагрудного кармана гимнастерки, тужурки технических частей. Навешиваешь на нее фонарик — и застегиваешь клапан. Эластичная, крепкая кожа позволяет манипулировать прибором, направляя луч в нужную сторону, без снятия его с одежды.

-5

На «спинке» вещи сохранились четыре парных паза — здесь крепился съемный комплект из трех светофильтров (красный, желтый и зеленый) для условной сигнализации. Стойка под цветные пластинки имела сзади ушко — для прикрепления фонаря ко второй пуговице (у ворота) обмундирования, после чего фонарик оказывался в горизонтальном положении. На двух точках фиксации он держался крепче, не прыгал во время бега.

-6

Самая говорящая деталь — три положения переключателя: «Вкл.», «Выкл.» и «Сигнал». Последний вариант позволял путем легкого нажатия на кнопку делать луч прерывистым: так можно передавать условные сигналы, а также сообщения азбукой Морзе.

«Но лучик слал — всей тьме наперевес…»

В Великую Отечественную войну электрический фонарик стал намного более распространенным предметом, чем в войну 1914—1918 годов, спустившись из штабов в окопы передовой. Кроме специализированных авиационных, морских, железнодорожных фонарей, появились многочисленные армейские и туристические, поставлявшиеся в войска. Этому способствовала индустриализация: около десяти крупных предприятий и не менее 70 промартелей только в предвоенные годы произвели для нужд войск, хозяйства и населения более 3,5 млн единиц. Антиквары, знатоки военно-исторической реконструкции насчитывают более сотни моделей ручных и карманных фонариков выпуска 1930—1940 годов.

-7

Заметному их распространению способствовал рост Красной Армии, улучшение ее оснащенности, появление новых типов подразделений. Так, связистам и телефонистам, ремонтникам, вооруженцам фонарики были положены по штату. Боевая техника — те же знаменитые танки Т‑34 — внутри была окрашена в черный цвет, приборы светили довольно тускло. И танкисты из молодого пополнения, еще не привыкшие ориентироваться на ощупь, освещали нутро своих боевых машин «другом на батарейках». Бойцы штурмовых инженерно-саперных бригад (шисбр) Красной Армии, занимаясь разграждением, разминированием, взятием укрепрайонов (изобилующих полутемными помещениями) врага пользовались электрическим помощником.

Младший и средний командный состав, часто работая с картами, планами местности в темное время суток прямо на поле боя, за войну менял по десятку фонариков.

-8

Фонд экспонатов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны располагает двумя отечественными фонариками Героя Советского Союза гвардии полковника Владимира Коргузалова. Рядовому и сержантскому составу пехоты, кавалерии, артиллерии они не полагались, но бойцы старались заполучить такую вещицу. Ремонтные мастерские, умельцы-самородки производили фонари-самоделки из корпусов гильз. Фотографии фиксируют массовое использование бойцами отечественных командирских, гражданских и особенно трофейных образцов. Последние были предпочтительнее: немецкие, шведские, чешские, французские приборы при сопоставимом качестве были зачастую красивее наших. А главное — манили эффектом новизны, флером иностранной редкости и военной добычи!

Луч фонаря превращался у поэтических натур вроде блокадницы Ольги Берггольц в символ борьбы с врагом: «Фонарь — пожалуй, громко, так, фонарик. /В моей ладони умещался весь, /Жужжал (динамо-фонарь. — Авт.), как мирною весной комарик. /Но лучик слал — всей тьме наперевес…».

Портативными осветительными приборами был относительно насыщен как фронт, так и прифронтовая зона. Минчанин Герман Красильников в войну был членом истребительного отряда из 24 бойцов-школьников его родного Харовска Вологодской области РСФСР. В разговоре со мной он указал: отряд, отправляясь в ночь на охранение складов, железнодорожной инфраструктуры, обычно снабжался двумя-тремя сигнальными фонариками для экстренных случаев. И десятком железнодорожных керосиновых для штатных ситуаций.

Ветераны вспоминают

«Посветил — пуля пролетела…»

Специально бойцы Великой Отечественной в своих рассказах-воспоминаниях портативные осветительные приборы не выделяли. Зачем говорить об обыденном, концентрировать на нем внимание? Но интервьюеры проекта Артёма Драбкина «Я помню», составлявшие сборники-опросники ветеранов войны, специально акцентировали внимание на снаряжении воинов. И правда войны проступила из текстов бесед рельефно — фонарь был частым спутником военных будней советского солдата.

Юрий Корякин, cвязист:

— У нас были батарейки для фонариков. Они ценные были… и солдаты, и офицеры, ходили с фонариками, а по штату элементы питания были только у нас. …Я выменял (на батарейки. — Авт.) кучу противопехотных мин и одну противотанковую, …пошли к морю, там… выменяли у датчанина (весна 1945 года, остров Борнхольм. — Авт.) лодку (чтобы наглушить рыбы. — Авт.).

Константин Шипов, танкист:

— К вечеру, если останавливаешься в районе домов, обследуешь подвалы. Как с подвалом разбираться? Входишь в подвал, там темно и гробовое молчание. Зажигаешь фонарик и просвечиваешь передний ряд.

Василий Мичурин, пехотинец:

— Ползет командир роты Зайцев. «Кто пулеметчик?» — «Мичурин». — «Как, герой?» — «Ничего, нормально». …В это время мне по скуле как рванет… Я Зайцеву: «Ты что дерешься?» — «Это не я». Посветил фонариком — пуля пролетела (нарушений светомаскировки враг не прощал. — Авт.).

Автор: Андрей Мегас