Найти тему
Maxim Кадырматов

Информационная гигиена

1. В мире всегда происходит что-то плохое. Мир не становится хуже

50 лет назад мы могли узнать о какой-то политической напряжённости или экономических проблемах только по слухам и из официальной прессы. Сейчас нас буквально топят информацией обо всём самом страшном, что происходит во всех уголках мира.

На что помедитировать в этот момент: 

Мир не стал страшнее. Наоборот, мы живём в самое безопасное и благополучное время в истории цивилизации, с самой большой продолжительностью жизни и самым высоким её качеством. Никогда ещё в истории не было настолько благополучного времени. Мир стал лучше.

Так как мир большой, у СМИ всегда найдётся что нам показать. Чтение СМИ — это не получение объективной картины происходящего. Чтение СМИ — это прицельный взгляд на всё самое страшное, что есть в мире. 

Можно представить, что вы приехали на дачу, прекрасно отдыхаете на природе, жарите шашлык. И тут вам нужно в туалет — а на даче это кабинка с дыркой в полу и выгребной ямой под этой дыркой. Вы заходите в кабинку и намертво вперяетесь глазами в темноту, а ваш мозг рисует ужасы, которые там творятся. Вы начинаете воображать, какой глубины эта яма и что с вами будет, если вы туда сейчас упадёте. 

Вы не упадёте. Выйдите из кабинки. Кабинка не составляет весь ваш отдых на природе. 

2. Мнения и слухи запросто выдают за факты. Вам можно их игнорировать

Где действительно нужно быть супервнимательным — это в отделении фактов и слухов от мнений. Как их отличить: 

Мнения — это всё, что человек воображает, в том числе про мысли, цели и задачи других людей. Например, «такая-то страна хочет…», «такой-то человек планирует…» или «такая-то группа только и мечтает что о…» Также это всё, что люди говорят: «такой-то выразил…», «такой-то отказался…», «такие-то написали…». Одно дело — сказать, другое дело — сделать. 

Слухи — это всё, что нам говорят с чужих слов. «Говорят, что там-то стреляют» — слухи. 

Факты — это всё то, что сообщается как факт из достоверного источника: «Такой-то сделал то-то в такое-то время, об этом сообщает официальный источник в…» 

Вы заметите, что 99% инфопространства будет заполнено мнениями и слухами. Реально содержательной информации будет исчезающе мало. 

Можно представить так: медиапространство — это перевозбуждённая гипертревожная нервная система, которая шарахается от любого шороха. Например, вы посмотрели ужастик, выключили экран и оказались в полной темноте. Тут в коридоре что-то скрипнуло. Ваш мозг мгновенно нарисовал там полчища самых страшных монстров, убийц и маньяков, притом что из информации — один лишь шорох. СМИ рисуют такие полчища монстров каждый день с утра до вечера. 

3. Медиа повторяют друг за другом. Чтобы быть в курсе, достаточно читать ровно одно издание раз в два-три дня

Фактическая информация в медиапространстве появляется редко. А писать изданиям нужно постоянно, каждый день, каждый час. Поэтому их хлеб в том, чтобы повторять друг за другом и сами за собой, выжимая последнее из каждого эксперта, который хоть что-то знает. 

Когда мы читаем несколько публикаций про одно и то же подряд, чаще всего мы просто пережёвываем одни и те же мнения и комментарии, не получая никакой новой информации. А чтобы быть в курсе, достаточно читать ровно одно издание. 

4. Мнение есть у всех. Вам необязательно к нему прислушиваться

Почти у всех есть мнение о политике, экономике, кризисах и конфликтах. Эти мнения ничего не стоят, если за ними не стоит эксперт. 

5. Главный признак манипуляции — эмоции

Если вами хотят манипулировать, главное, на что у вас будут давить — эмоции. Обычно это будет либо страх, либо гнев, либо распирающая гордость. Знайте, что если человек на экране использует слова вроде «враги», «воры», «на коленях», «с колен» и другие эмоционально заряженные слова — он пытается раскачать вас на эмоции. 

Задумайтесь: зачем кому-то вызвать у вас эмоцию?