Найти тему
ПроАвтобизнес

Кто бросил вызов, или кого боится Citroen

Предполагал ли румынский лидер Николае Чаушеску, запуская в 1968 году в городе Питешти завод, где будут производить автомобили марки Dacia, что через полвека этот бренд  схлестнется с легендарной французской маркой Citroen? И не где-нибудь, а в Западной Европе. Скорее всего, и не предполагал, и не думал.

Румынский лидер Николае Чаушеску за рулем первого автомобиля из Питешкти
Румынский лидер Николае Чаушеску за рулем первого автомобиля из Питешкти

Полвека назад было интересным временем. У закрытого от внешнего мира социалистического лагеря стран так называемого "восточного блока" стартовал интересный процесс. Он заключался  в покупке лицензий у западных автопроизводителей, или как бы сейчас сказали, у компаний из недружественных стран. Дело шло к так называемой разрядке международной напряженности и западные партнеры спокойно смотрели на это и продавали свои ноу-хау. Ведь деньги не пахнут.

Лидером продаж таких лицензий и ноу-хау оказалась итальянская компания FIAT из Турина. СССР купил лицензию у итальянцев на заднеприводную модель FIAT-124, сделав из нее целое семейство советских «Жигулей». Поляки тут же купили лицензию другого похожего заднеприводного автомобиля седана FIAT-125. И даже не стали его переименовывать, просто добавили к названию букву «р», что означало «polski».

FIAT-126 p по прозвищу "малюх"
FIAT-126 p по прозвищу "малюх"

Затем они же купили лицензию на микроавтомобиль FIAT-126. Из-за его небольших размеров к нему прикрепилась кличка «малюх». Если первую фиатовскую 125-ю модель выпускали на заводе в Варшаве, то для 126 пришлось построить новый завод в угольном районе Верхней Силезии в городке Тыхы. (Завод до сих пор работает вошел в концерн Stellantis и собирает автомобили Lancia Ypsilon). Югославы, также покупали лицензии у FIAT для своих автомобилей «Юго».

Лицензионный Renault или Dacia 1300
Лицензионный Renault или Dacia 1300

Только чехи сделали упор на конструирование своих собственных моделей Skoda, да восточные немцы, выпускавшие Trabant и Wartburg.

Мы не зря сделали такой экскурс в историю. Румыны, сделав ставку на сотрудничество с  Renault, до сих пор получают дивиденты от этого. И сейчас мы покажем, к чему приводит это сотрудничество уже в следующую историческую так называемую  постсоциалистическую эпоху.

Как известно, румынский завод Dacia был последним неприватизированным активом стран постсоциалистической Восточной Европы (АвтоВАЗ не в счет, его судьба решилась намного позднее). В 1999 году французы все же приватизировали его и провели огромную работу по его модернизации. Это уже отдельная история, и на ней не будем останавливаться.

Ценный актив

Сегодня авторынок зарубежных стран находится на психологическом переломе. Это связано с тем, что стартовал процесс электрификации. Естественно, это о рынках развитых стран, так называемого «золотого миллиарда». И, соответственно, психологически потребитель там несколько растерян.

Что выбрать? Традиционный автомобиль с ДВС, который знаком, сервис и обслуживание которого обычен и не таит каких-то неожиданностей. Или сделать выбор зеленого и дружелюбного к окружающей среде транспортного средства? Но который таит много того, с чем можно столкнуться впервые. Еще и пресловутый кризис с полупроводниками, который никак не завершится, вдобавок и ценовая инфляция берет разгон. В общем, не самое простое время. Эх, нам бы такие непростые времена, воскликнет россиянин.

Самый знаменитый и легендарный Citroen DS 19, его называли "богиня"
Самый знаменитый и легендарный Citroen DS 19, его называли "богиня"

Но вернемся к нашему заголовку, где кто-то посмел угрожать самому легендарному Citroen, да еще на его домашнем рынке во Франции.

А угрожает «двум шевронам» никто иной как румынский бренд Dacia, который и по возрасту младше на полвека, и зашел на домашний рынок не более полутора десятилетий назад.

Новый кросс-универсал Dacia Jogger прекрасно вписался в пейзаж Франции
Новый кросс-универсал Dacia Jogger прекрасно вписался в пейзаж Франции

Дело в том, что во Франции всегда между собой с переменным успехом шла острая конкуренция между двумя автопроизводителями - Renault и Peugeot. Первая была полугосударственной компанией и негласно пользовалась государственным покровительством. А вот Peugeot - частная компания.

Когда к Peugeot отошла марка Citroen, казалось, что спор о первенстве решен окончательно. Но как мы уже рассказывали в самом конце прошлого века Renault приобрела ценный актив в виде румынской Dacia и смогла раскрутить этот бренд так, что он стал популярным на домашнем рынке. И теперь бросает перчатку самому Citroen, которому уже более 100 лет.

Citroen C3 Cross
Citroen C3 Cross

Табл.1  ТОП марок французского рынка за первые семь месяцев 2022 года

-8

То есть по итогам семи месяцев извечное противостояние между Renault и Peugeot имеет счет 222,8 к 216,3. Это если считать в тысячах штук.

Но с каждым месяцем разрыв между Dacia и Citroen сокращается. И в июле он составил всего 42 автомобиля (!). Citroen было продано 9 480 шт., а автомобилей румынской марки 9 438.

-9

Любителям европейских машин в нашей стране наверняка будет интересно узнать об этом состязании. Но еще более любопытно и поучительно, как французы из Renault смогли сделать неказистую марку из Румынии таким вот популярным у себя игроком домашнего рынка. Наш канал рассказывал, что сегодня Dacia Sandero стал самым мужским автомобилем во Франции.

А у нас с уходом французского автопроизводителя и разворотом в концепцию «опоры на собственные силы» и помощь дружественных стран шанс сделать из марки Lada успешного игрока на зарубежных рынках исчез.

Напомним, что в стратегии Renaulution, обнародованной 14 января 2021 года говорилось об экспортной экспансии, которую предполагалось начать с нового внедорожника Lada Niva на платформе CMF-B.

источник

Уважаемые читатели!

Как вы считаете, неудавшийся союз АвтоВАЗа и румынской марки Dacia в рамках renault Group укрепил бы позиции отечественной марки Lada на внешних рынках?

Пишите в комментариях

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz