Предполагал ли румынский лидер Николае Чаушеску, запуская в 1968 году в городе Питешти завод, где будут производить автомобили марки Dacia, что через полвека этот бренд схлестнется с легендарной французской маркой Citroen? И не где-нибудь, а в Западной Европе. Скорее всего, и не предполагал, и не думал.
Полвека назад было интересным временем. У закрытого от внешнего мира социалистического лагеря стран так называемого "восточного блока" стартовал интересный процесс. Он заключался в покупке лицензий у западных автопроизводителей, или как бы сейчас сказали, у компаний из недружественных стран. Дело шло к так называемой разрядке международной напряженности и западные партнеры спокойно смотрели на это и продавали свои ноу-хау. Ведь деньги не пахнут.
Лидером продаж таких лицензий и ноу-хау оказалась итальянская компания FIAT из Турина. СССР купил лицензию у итальянцев на заднеприводную модель FIAT-124, сделав из нее целое семейство советских «Жигулей». Поляки тут же купили лицензию другого похожего заднеприводного автомобиля седана FIAT-125. И даже не стали его переименовывать, просто добавили к названию букву «р», что означало «polski».
Затем они же купили лицензию на микроавтомобиль FIAT-126. Из-за его небольших размеров к нему прикрепилась кличка «малюх». Если первую фиатовскую 125-ю модель выпускали на заводе в Варшаве, то для 126 пришлось построить новый завод в угольном районе Верхней Силезии в городке Тыхы. (Завод до сих пор работает вошел в концерн Stellantis и собирает автомобили Lancia Ypsilon). Югославы, также покупали лицензии у FIAT для своих автомобилей «Юго».
Только чехи сделали упор на конструирование своих собственных моделей Skoda, да восточные немцы, выпускавшие Trabant и Wartburg.
Мы не зря сделали такой экскурс в историю. Румыны, сделав ставку на сотрудничество с Renault, до сих пор получают дивиденты от этого. И сейчас мы покажем, к чему приводит это сотрудничество уже в следующую историческую так называемую постсоциалистическую эпоху.
Как известно, румынский завод Dacia был последним неприватизированным активом стран постсоциалистической Восточной Европы (АвтоВАЗ не в счет, его судьба решилась намного позднее). В 1999 году французы все же приватизировали его и провели огромную работу по его модернизации. Это уже отдельная история, и на ней не будем останавливаться.
Ценный актив
Сегодня авторынок зарубежных стран находится на психологическом переломе. Это связано с тем, что стартовал процесс электрификации. Естественно, это о рынках развитых стран, так называемого «золотого миллиарда». И, соответственно, психологически потребитель там несколько растерян.
Что выбрать? Традиционный автомобиль с ДВС, который знаком, сервис и обслуживание которого обычен и не таит каких-то неожиданностей. Или сделать выбор зеленого и дружелюбного к окружающей среде транспортного средства? Но который таит много того, с чем можно столкнуться впервые. Еще и пресловутый кризис с полупроводниками, который никак не завершится, вдобавок и ценовая инфляция берет разгон. В общем, не самое простое время. Эх, нам бы такие непростые времена, воскликнет россиянин.
Но вернемся к нашему заголовку, где кто-то посмел угрожать самому легендарному Citroen, да еще на его домашнем рынке во Франции.
А угрожает «двум шевронам» никто иной как румынский бренд Dacia, который и по возрасту младше на полвека, и зашел на домашний рынок не более полутора десятилетий назад.
Дело в том, что во Франции всегда между собой с переменным успехом шла острая конкуренция между двумя автопроизводителями - Renault и Peugeot. Первая была полугосударственной компанией и негласно пользовалась государственным покровительством. А вот Peugeot - частная компания.
Когда к Peugeot отошла марка Citroen, казалось, что спор о первенстве решен окончательно. Но как мы уже рассказывали в самом конце прошлого века Renault приобрела ценный актив в виде румынской Dacia и смогла раскрутить этот бренд так, что он стал популярным на домашнем рынке. И теперь бросает перчатку самому Citroen, которому уже более 100 лет.
Табл.1 ТОП марок французского рынка за первые семь месяцев 2022 года
То есть по итогам семи месяцев извечное противостояние между Renault и Peugeot имеет счет 222,8 к 216,3. Это если считать в тысячах штук.
Но с каждым месяцем разрыв между Dacia и Citroen сокращается. И в июле он составил всего 42 автомобиля (!). Citroen было продано 9 480 шт., а автомобилей румынской марки 9 438.
Любителям европейских машин в нашей стране наверняка будет интересно узнать об этом состязании. Но еще более любопытно и поучительно, как французы из Renault смогли сделать неказистую марку из Румынии таким вот популярным у себя игроком домашнего рынка. Наш канал рассказывал, что сегодня Dacia Sandero стал самым мужским автомобилем во Франции.
А у нас с уходом французского автопроизводителя и разворотом в концепцию «опоры на собственные силы» и помощь дружественных стран шанс сделать из марки Lada успешного игрока на зарубежных рынках исчез.
Напомним, что в стратегии Renaulution, обнародованной 14 января 2021 года говорилось об экспортной экспансии, которую предполагалось начать с нового внедорожника Lada Niva на платформе CMF-B.
Уважаемые читатели!
Как вы считаете, неудавшийся союз АвтоВАЗа и румынской марки Dacia в рамках renault Group укрепил бы позиции отечественной марки Lada на внешних рынках?
Пишите в комментариях
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz