Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Что означает слово «барокко» и когда оно появилось?

Барокко называют стиль в европейском искусстве и архитектуре XVI–XVII веков. Для него характерно внимание к деталям, символы и аллегории, грандиозные композиции, преувеличения, эмоциональность, пышность, витиеватые, изогнутые линии и обилие декора.

Входо-Иерусалимская церковь, Тотьма, Вологодская область. 1774–1791 годы. Архитектор неизвестен. Фотография: Ирина Яровая / фотобанк «Лори»
Входо-Иерусалимская церковь, Тотьма, Вологодская область. 1774–1791 годы. Архитектор неизвестен. Фотография: Ирина Яровая / фотобанк «Лори»

События XVI века разрушили идеалы эпохи Возрождения. Реформация сломила религиозные устои, Контрреформация устрашила многочисленными казнями еретиков, а учения Коперника показали, что Земля вовсе не центр мира, а лишь песчинка в огромной Вселенной. Мировоззрение европейцев изменилось. По словам Блеза Паскаля, он уже ощущал себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». Этот конфликт между разумом и чувствами отразился в живописи и архитектуре. На смену гармоничному и симметричному искусству Ренессанса пришло экспрессивное и чрезмерное барокко. Более того, Католической церкви было необходимо вернуть свое могущество, а европейским абсолютным монархиям демонстрировать мощь и богатство. Поэтому сильные мира всячески поддерживали пышность, роскошь, торжественность в искусстве.

Свое название стиль, а вслед за ним и эпоха, получил от португальского la perola barroca — так моряки этой страны называли жемчужины неправильной формы.

Барокко зародилось в Италии, а потом распространилось по Европе, Америке и пришло в Россию.

Базилика Святого Петра, Ватикан. 1607–1617 годы. Архитектор Карло Модерно. Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»
Базилика Святого Петра, Ватикан. 1607–1617 годы. Архитектор Карло Модерно. Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»

Важной фигурой барочной архитектуры был итальянский архитектор Карло Мадерно, который спроектировал фасад базилики Святого Петра в Ватикане. Он вытянул купол, с помощью статуй разбил поверхность на интервалы и смешал разные по стилю элементы: на фасаде чередовались квадратные и круглые колонны, все двери и окна отличались друг от друга и заканчивались то полукругом, то треугольником.

Рождественская церковь, Нижний Новгород. 1696–1719 годы. Архитекторы Лев Даль, Роберт Килевейн. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»
Рождественская церковь, Нижний Новгород. 1696–1719 годы. Архитекторы Лев Даль, Роберт Килевейн. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

В интерьерах архитекторы барокко часто создавали оптические иллюзии, чтобы визуально расширить пространство, использовали золотистые, голубые, розовые тона, а также украшали потолки и стены извилистыми лепнинами и узорами.

Известным представителем барокко в изобразительном искусстве был фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Он часто писал картины на мифологические и религиозные темы, изображал на полотнах пышные тела в вычурных и динамичных позах, использовал яркие краски. Также Рубенс работал в популярном тогда жанре парадного портрета. Изображал в дорогих одеяниях королей и вельмож, которые хотели продемонстрировать свой статус в обществе.