Последний выстрел / Полиция обвиняет: секретная служба убивает / La Polizia accusa: il servizio segreto uccide. Италия, 1975. Режиссёр Серджо Мартино. Сценаристы: Джанфранко Коумдьян, Серджо Мартино. Актеры: Люк Меренда, Томас Милиан, Мел Феррер, Делия Боккардо и др. В СССР – с 13 марта 1978. 29,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Серджо Мартино всю свою творческую биографию снимал откровенно коммерческое кино в разных жанрах – от комедии до детектива, триллера, фильма ужасов и эротики («Странный порок синьоры Уорд», «Хвост скорпиона», «Город азартной любви», «Подозрительная смерть несовершеннолетней», «Бог людоедов», «Остров Амфибий», «Жена в отпуске... любовница в городе», «Экспресс на Касабланку» и др.).
В детективе «Последний выстрел» комиссар полиции пытается разобраться, кто и зачем убивает высокопоставленных армейских офицеров…
В 1978 году кинокритик Виктор Божович (1932-2021) на страницах журнала «Искусство кино» писал о «Последнем выстреле» так: «Мы далеки от мысли ставить под сомнение или дискредитировать жанр приключенчески детективного фильма и готовы присоединиться к известному изречению Вольтера: «Все жанры хороши, кроме скучного». ... Забота о том, чтобы зритель не заскучал, вполне понятна, тем более со стороны авторов детективного фильма. Важно, однако, какими средствами достигается эта благая цель. В этом вопросе позиция авторов «Последнего выстрела» проста до наивности: они убеждены, что зрелище убийства наскучить не может, особенно если убийства будут разнообразны. Такой подход достаточно типичен для западной «репертуарной» кинопродукции, от которой было бы смешно требовать художественных открытий, или серьезного исследования жизни, или даже особой изобретательности. Задача фильма – в течение полутора часов развлекать и держать в напряжении аудиторию, пользуясь для этого набором испытанных средств. С этой задачей, судя по кассовому успеху, фильм справляется успешно. Но каков нравственный результат этих полутора часов, заполненных разнообразными убийствами? Его вряд ли можно назвать положительным» (Божович, 1978: 155).
А далее Виктор Божович подчеркнул, что «Последний выстрел» зря пытаются отнести к политическим детективам: «перед нами … игра: в политическую актуальность, претендующая, однако, на то, чтобы ее принимали всерьез. ... Итак, одно из двух. Или политические мотивы берутся в их реальном содержании – тогда это существенно меняет функцию детективного сюжета и предъявляемые к нему требования. Или эти мотивы используются в откровенно условном, игровом (возможно, сатирическом) ключе – тогда такой подход должен· быть выражен в стилистике произведения. Поскольку в «Последнем выстреле не сделано ни того, ни другого, следует признать несостоятельными претензии такого рода фильмов на политическое звучание» (Божович, 1978: 158). Божович В. Зигзаги политического фильма // Искусство кино. 1978. № 8. С. 154-158.
Александр Федоров, киновед