Найти в Дзене
cheh_artur

Разбираемся в искусстве Древней Греции. Часть II

Мы продолжаем вчерашний разговор о богатстве и разнообразии искусства Древней Греции. Вчера мы остановились на периоде Архаики и я без лишних слов хотел бы продолжить нашу беседу. Поехали!

(Кто еще не читал первой части - вот ссылочка)

Классика

Если Архаика была только началом развития, то в районе 5 в. до н. э. наступает самый пик. Тут и реалистичность, и чувство прекрасного, и вообще искусство греческой классики определило собой новый и наиболее важный этап в развитии всего мирового искусства.

Ранняя Классика (1-я половина 5 в. до н. э.)

Одной из особенностей этого времени является изображение человека свободным и богатым. А обращение к сценам из реальной повседневной жизни (особенно в вазописи) стали важнейшими, и даже основными чертами этого периода. Кстати, о вазописи! До прихода классического периода вазопись была чернофигурная - фигурки были черными. Но с развитием этого искусства, мастера открыли более удобный, изящный и поддающийся экспериментам с движением способ создания рисунков на вазе и перешли на краснофигурную вазопись - красные фигурки. Это отличный лайфхак, как отличить классику от архаики. Но не заблудитесь в этом! Потому что в периодах классики это уже не так поможет )

Постройки в это время уже не такие сложные, они «лёгкие», смелые и просто красивые. Они оставляют за собой ту же структуру, те же функции и те же принципы, просто делаются быстрее и изящнее (конечно, уже же вкурили, как это делается, чего бы им не сделать "пятилетку за два года"?) Одним из самых известных храмов того времени, это храм Геры в Олимпии. От которого, правда, мало чего осталось.

-2

Скульптуру человека все чаще начинают показывать в движении, которое греки так долго искали. Мастера показывают обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и моральной красоты. Помните, я говорил про идеалы? Вот они тут и появляются. Греки устоялись как общество, они придумали свою крутую (но весьма несовершенную) систему и повсюду стали расставлять изящные памятники-напоминания, к чему нужно стремиться! Самый яркий пример - "Дискобол" Мирона

Мирон, "Дискобол", первая половина 5 в. до н.э., реконструкция
Мирон, "Дискобол", первая половина 5 в. до н.э., реконструкция

Тут уже полностью избавляются от приемов архаики, показывают величие и могущество Греции. А вызвано это было войнами, в которых она одержала победы. Человек окончательно стал мерилом всех вещей, что дало людям мощнейший толчок к развитию любимой нами философии, литературы и искусства (само собой).

Высокая классика (2-я половина 5 в. до н. э.)

Чаще всего в этот период скульпторы изображали идеального гражданина полиса, это был победитель спортивных состязаний, философ, правитель и прочие радости. Но самое важное, что это - не реальный человек. Это всегда именно идеальная персона, подчас недосягаемая для любого обычного грека. Личности тогда еще не существовало, а заодно с этим не было и понятия внутренних переживаний. Всему этому служила заменой наша любимая мифология, в которой и воплощаются модели нашего субьективного переживания происходящего через очелевоченные образы. В них же включены и всякие природные явления, пока еще не совсем обьяснимые.

Ну и раз уж мы заговорили о богах, в скульптуре лучше идеального человека может быть только идеальный Бог. Например, у Фидия, знаменитейшего скульптора, была статуя Зевса Олимпийского и Афины Паллады гигантских размеров (обе не сохранились). Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой — символ власти — скипетр. Афина же гордо возвышалась над городом, которому было даровано её имя, держа регалии своей власти в руках и сияя шлемом, подобно маяку по всей округе. В этих статуях также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога - бога, который тусуется с людьми и оттого классный, что уважает человека. А мы не забываем, что человек - мерило всех вещей. Кстати, древние люди считали статую Зевса одним из чудес света. И не зря, вы только взгляните на неё:

Реконструкция статуи Зевса Олимпийского, Фидий, середина 5 века до н.э.
Реконструкция статуи Зевса Олимпийского, Фидий, середина 5 века до н.э.

Что же касается архитектуры? Надо повторить, все так же! Но есть легкие изменения. Я упоминал тот факт, что структура всего окружения древнего грека имеет "очеловеченный" образ. Все соотносится с человеком, ибо человек - мерило всех вещей. Храмовое устройство и особенно храмовые колонны берут свое начало от человеческого тела. Почему бы тогда просто не бахнуть, в прямом смысле, человеческие колонны. На знаменитом Акрополе в Афинах, рядом с Храмом Афины Парфенос был выстроен еще один интересный храм - Эрехтейон. Вот там один из портиков демонстрирует эту тенденцию - колонны сделаны в форме чудесных женщин.

Портик Кариатид, Эрехтейон, 421-406 г. до н.э.
Портик Кариатид, Эрехтейон, 421-406 г. до н.э.

Поздняя классика (4 в. до н. э.)

В этот период поздней классики искусство развивалось в условиях кризиса греческого рабовладельческого полиса. Пиплу надоела “демократия” и начались потуги по захвату власти в полисах (и в содружествах этих полисов) частными лицами. Искусство в утрачивает героический, гражданственный характер,  поэтому мастера изображали или внутренние переживания человека, или бурную, беспокойную человеческую деятельность. Их работы стали более драматичным и лиричным, более психологически углубленным. Но прям уж очень изящными. Самый яркий представитель этого направления - Пракситель. Ох, как он хорош! Именно с его статуй будут ваять парадные портреты в 18-19 веках. Все станут тоже такими изящными, лиричными и возвышенными! Нет ничего нового под солнцем. А, тем более, реалистичного.

Гермес с младенцем Дионисом, середина 4 в. до н.э.
Гермес с младенцем Дионисом, середина 4 в. до н.э.

Наверное, единственным спасением стало тогда это популярность Асклепия, бога врачевания, именно это привела к постройке архитектурного ансамбля, включающего в себя храм, стадион и концертный зал. И показывает, что несмотря на кризис и конфликты, греки стали стремиться к большему, чем единичные произведения, пускай и взаимосвязанные с другими видами искусства. Они хотят строить мощные районы, обьединенные стилистикой и функционалом. А еще лучше - махом целые города. Потому что город тоже может стать произведением не изнутри (по чуть-чуть собирая каждое здание), а снаружи (когда сразу делаешь весь город произведением искусства). Вот эту тенденцию с удовольствием подхватят римляне и прокачают так хорошо, что Эпоха Возрождения будет от этого слюнки пускать и пытаться сделать так же.

Эпидавр, Ансамбль святилища Асклепия, 380 - 330 г. до н.э.
Эпидавр, Ансамбль святилища Асклепия, 380 - 330 г. до н.э.

Эллинистический период

Начинается он с того, что греки, которые больше были заняты междоусобицами и попытками перехватить власть - проворонили крупного врага, который воплотит их мечты в жизнь. Это Сашка Македонский, который под свои владения возьмет не только грецию, но и вообще весь возможный для человеческого понимания мир. Он начнет миксовать все скульптуры и искусство буквально начнет сходить с ума.

Александр Македонский, "Битва при Иссе", Помпейская фреска по мотивам картины Апеллеса
Александр Македонский, "Битва при Иссе", Помпейская фреска по мотивам картины Апеллеса

В этот век скульптуры стали более захватывающими, подвижными и  эмоциональными. Эллинистические скульпторы больше не ограничивались идеализированными предметами классической скульптуры, а изображали более широкий круг личностей, настроений и сцен. Конечно, если главный герой эпохи (и многих последующих) это одна личность, которая ушатала всех в своем героическом походе! Будут такие прям опасные схватки, эмоциональные пики, мощные переплетения тел! Ну как не вспомнить здесь величайшего Лаокоона, который воплощает в себе все тенденции этого периода.

Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор, Скульптурная группа "Лаокоон", 50 г. до н.э.
Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор, Скульптурная группа "Лаокоон", 50 г. до н.э.

Но при всей своей активности работы сохранили некоторые особенности классики. Осталась чувственность и спокойствие, хорошо это видно на работе: Венера Милосская

-10

Еще, кстати, благодаря авторитету и почитанию одной персоны, начнем намечаться именно портрет, а не реалистичная рожа непонятнокого. Александровские бюсты активно будут распространяться по всей планете. И пускай они тоже будут идеализированы, сам факт идеи повторения в искусстве неповторимых черт отдельной личности приведет римское и все последующее искусство к истинному и великому реализму!

Статуя Демосфена, римская копия с греческого оригинала 280 г. до н.э.
Статуя Демосфена, римская копия с греческого оригинала 280 г. до н.э.

Архитектура же немного сходить с ума, если сравнивать с классическим периодом. Если раньше строили, чтобы смотреть со стороны и, желательно, поогромнее, то теперь здания становятся уже в высоте и приземистее, хотя и намного более широкие в смысле занимаемой територии. Появляются всякие мавзолеи, колоссы, маяки - немыслимые для классического грека вещи, не только потому, что уж слишком они используются в бытовой жизни, но и потому, что чествуют какую-то одну персону. Вот знаменитый Пергамский Алтарь с мощнейшей рельефной группой Титаномахия (битва между богами и титанами). Вообще нет речи про классическую ордерную архитектуру. Все широко, низко и так прям захватывающе! С ума можно сойти, разглядывая сложные сплетения этих фигур и впитывая энергетику, выходящую из каменного боя. Уму непостижимо!

Пермский Алтарь
Пермский Алтарь
Фрагмент "Титаномахии"
Фрагмент "Титаномахии"

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Так уж вышло, что Рим в своей организации оказался намного мощнее греков, а Александра давно не было в живых, чтобы дать отпор такому мощному противнику. И Греция, которая тогда снова стала кучкой разделенных государств, быстро пошла на кормление римской акулы. Дальше все становится только интересней, но об этом в следующий раз.

Пишите в комменты, если хотите, чтобы был разбор и обьяснение греческих ордеров и продолжение по римским периодам. Доброго денечка!

Автор - Галина Семёнова