Мы продолжаем вчерашний разговор о богатстве и разнообразии искусства Древней Греции. Вчера мы остановились на периоде Архаики и я без лишних слов хотел бы продолжить нашу беседу. Поехали!
(Кто еще не читал первой части - вот ссылочка)
Классика
Если Архаика была только началом развития, то в районе 5 в. до н. э. наступает самый пик. Тут и реалистичность, и чувство прекрасного, и вообще искусство греческой классики определило собой новый и наиболее важный этап в развитии всего мирового искусства.
Ранняя Классика (1-я половина 5 в. до н. э.)
Одной из особенностей этого времени является изображение человека свободным и богатым. А обращение к сценам из реальной повседневной жизни (особенно в вазописи) стали важнейшими, и даже основными чертами этого периода. Кстати, о вазописи! До прихода классического периода вазопись была чернофигурная - фигурки были черными. Но с развитием этого искусства, мастера открыли более удобный, изящный и поддающийся экспериментам с движением способ создания рисунков на вазе и перешли на краснофигурную вазопись - красные фигурки. Это отличный лайфхак, как отличить классику от архаики. Но не заблудитесь в этом! Потому что в периодах классики это уже не так поможет )
Постройки в это время уже не такие сложные, они «лёгкие», смелые и просто красивые. Они оставляют за собой ту же структуру, те же функции и те же принципы, просто делаются быстрее и изящнее (конечно, уже же вкурили, как это делается, чего бы им не сделать "пятилетку за два года"?) Одним из самых известных храмов того времени, это храм Геры в Олимпии. От которого, правда, мало чего осталось.
Скульптуру человека все чаще начинают показывать в движении, которое греки так долго искали. Мастера показывают обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и моральной красоты. Помните, я говорил про идеалы? Вот они тут и появляются. Греки устоялись как общество, они придумали свою крутую (но весьма несовершенную) систему и повсюду стали расставлять изящные памятники-напоминания, к чему нужно стремиться! Самый яркий пример - "Дискобол" Мирона
Тут уже полностью избавляются от приемов архаики, показывают величие и могущество Греции. А вызвано это было войнами, в которых она одержала победы. Человек окончательно стал мерилом всех вещей, что дало людям мощнейший толчок к развитию любимой нами философии, литературы и искусства (само собой).
Высокая классика (2-я половина 5 в. до н. э.)
Чаще всего в этот период скульпторы изображали идеального гражданина полиса, это был победитель спортивных состязаний, философ, правитель и прочие радости. Но самое важное, что это - не реальный человек. Это всегда именно идеальная персона, подчас недосягаемая для любого обычного грека. Личности тогда еще не существовало, а заодно с этим не было и понятия внутренних переживаний. Всему этому служила заменой наша любимая мифология, в которой и воплощаются модели нашего субьективного переживания происходящего через очелевоченные образы. В них же включены и всякие природные явления, пока еще не совсем обьяснимые.
Ну и раз уж мы заговорили о богах, в скульптуре лучше идеального человека может быть только идеальный Бог. Например, у Фидия, знаменитейшего скульптора, была статуя Зевса Олимпийского и Афины Паллады гигантских размеров (обе не сохранились). Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой — символ власти — скипетр. Афина же гордо возвышалась над городом, которому было даровано её имя, держа регалии своей власти в руках и сияя шлемом, подобно маяку по всей округе. В этих статуях также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога - бога, который тусуется с людьми и оттого классный, что уважает человека. А мы не забываем, что человек - мерило всех вещей. Кстати, древние люди считали статую Зевса одним из чудес света. И не зря, вы только взгляните на неё:
Что же касается архитектуры? Надо повторить, все так же! Но есть легкие изменения. Я упоминал тот факт, что структура всего окружения древнего грека имеет "очеловеченный" образ. Все соотносится с человеком, ибо человек - мерило всех вещей. Храмовое устройство и особенно храмовые колонны берут свое начало от человеческого тела. Почему бы тогда просто не бахнуть, в прямом смысле, человеческие колонны. На знаменитом Акрополе в Афинах, рядом с Храмом Афины Парфенос был выстроен еще один интересный храм - Эрехтейон. Вот там один из портиков демонстрирует эту тенденцию - колонны сделаны в форме чудесных женщин.
Поздняя классика (4 в. до н. э.)
В этот период поздней классики искусство развивалось в условиях кризиса греческого рабовладельческого полиса. Пиплу надоела “демократия” и начались потуги по захвату власти в полисах (и в содружествах этих полисов) частными лицами. Искусство в утрачивает героический, гражданственный характер, поэтому мастера изображали или внутренние переживания человека, или бурную, беспокойную человеческую деятельность. Их работы стали более драматичным и лиричным, более психологически углубленным. Но прям уж очень изящными. Самый яркий представитель этого направления - Пракситель. Ох, как он хорош! Именно с его статуй будут ваять парадные портреты в 18-19 веках. Все станут тоже такими изящными, лиричными и возвышенными! Нет ничего нового под солнцем. А, тем более, реалистичного.
Наверное, единственным спасением стало тогда это популярность Асклепия, бога врачевания, именно это привела к постройке архитектурного ансамбля, включающего в себя храм, стадион и концертный зал. И показывает, что несмотря на кризис и конфликты, греки стали стремиться к большему, чем единичные произведения, пускай и взаимосвязанные с другими видами искусства. Они хотят строить мощные районы, обьединенные стилистикой и функционалом. А еще лучше - махом целые города. Потому что город тоже может стать произведением не изнутри (по чуть-чуть собирая каждое здание), а снаружи (когда сразу делаешь весь город произведением искусства). Вот эту тенденцию с удовольствием подхватят римляне и прокачают так хорошо, что Эпоха Возрождения будет от этого слюнки пускать и пытаться сделать так же.
Эллинистический период
Начинается он с того, что греки, которые больше были заняты междоусобицами и попытками перехватить власть - проворонили крупного врага, который воплотит их мечты в жизнь. Это Сашка Македонский, который под свои владения возьмет не только грецию, но и вообще весь возможный для человеческого понимания мир. Он начнет миксовать все скульптуры и искусство буквально начнет сходить с ума.
В этот век скульптуры стали более захватывающими, подвижными и эмоциональными. Эллинистические скульпторы больше не ограничивались идеализированными предметами классической скульптуры, а изображали более широкий круг личностей, настроений и сцен. Конечно, если главный герой эпохи (и многих последующих) это одна личность, которая ушатала всех в своем героическом походе! Будут такие прям опасные схватки, эмоциональные пики, мощные переплетения тел! Ну как не вспомнить здесь величайшего Лаокоона, который воплощает в себе все тенденции этого периода.
Но при всей своей активности работы сохранили некоторые особенности классики. Осталась чувственность и спокойствие, хорошо это видно на работе: Венера Милосская
Еще, кстати, благодаря авторитету и почитанию одной персоны, начнем намечаться именно портрет, а не реалистичная рожа непонятнокого. Александровские бюсты активно будут распространяться по всей планете. И пускай они тоже будут идеализированы, сам факт идеи повторения в искусстве неповторимых черт отдельной личности приведет римское и все последующее искусство к истинному и великому реализму!
Архитектура же немного сходить с ума, если сравнивать с классическим периодом. Если раньше строили, чтобы смотреть со стороны и, желательно, поогромнее, то теперь здания становятся уже в высоте и приземистее, хотя и намного более широкие в смысле занимаемой територии. Появляются всякие мавзолеи, колоссы, маяки - немыслимые для классического грека вещи, не только потому, что уж слишком они используются в бытовой жизни, но и потому, что чествуют какую-то одну персону. Вот знаменитый Пергамский Алтарь с мощнейшей рельефной группой Титаномахия (битва между богами и титанами). Вообще нет речи про классическую ордерную архитектуру. Все широко, низко и так прям захватывающе! С ума можно сойти, разглядывая сложные сплетения этих фигур и впитывая энергетику, выходящую из каменного боя. Уму непостижимо!
Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Так уж вышло, что Рим в своей организации оказался намного мощнее греков, а Александра давно не было в живых, чтобы дать отпор такому мощному противнику. И Греция, которая тогда снова стала кучкой разделенных государств, быстро пошла на кормление римской акулы. Дальше все становится только интересней, но об этом в следующий раз.
Пишите в комменты, если хотите, чтобы был разбор и обьяснение греческих ордеров и продолжение по римским периодам. Доброго денечка!
Автор - Галина Семёнова