Александр Гордон Смит – довольно известный британский издатель и редактор, автор и ведущий семинаров по писательскому мастерству. Советы по созданию собственного литературного шедевра он изложил в книге «52 способа написать бестселлер. Как стать известным писателем». По отзывам читателей, книжка получилась интересной и вдохновляющей, хотя сама явно не претендует на почетное звание бестселлера.
Больше всего внимания автор уделяет поиску идей и стимулированию творческого воображения. Александр Смит повторяет избитую аксиому о том, что художественная история – это крик души автора и дыхание его сердца, а не текст на продажу. Только в таком случае у новичка-писателя есть шанс попасть в поле зрения издателя и увидеть свое творение на книжных полках магазинов. Смит предостерегает своих читателей от чрезмерного увлечения литературными шаблонами и популярными сюжетными ходами, которые уже набили оскомину.
Смит предлагает несколько способов для поиска новых идей для произведения. Например, – игра в «безумную ванну» – соединение по вдохновению прилагательных и существительных в поиске удачной сюжетной линии. Для лучшего знакомства с собственным персонажем Смит советует автору поместить его в какую-нибудь экстремальную ситуацию – пожар, ограбление – и понять, как он будет себя вести. Или мысленно пригласить его в свою квартиру и представить, что о ней подумает и как себя в ней поведет. Если главное действующее лицо – женщина, то писатель просто обязан представлять, какое платье она оденет на званый вечер. Смит настоятельно советует авторам не зацикливаться на внутреннем конфликте персонажа и не придавать ему размах шекспировских страстей. Для удержания внимания читателей автору следует чередовать остросюжетные моменты со спокойными сценами, выдерживая смысловой и стилевой баланс.
В книге Смита практически отсутствуют указания по работе с текстом и продвижению рукописи. Впрочем, он упомянул, что во время написания книги не стоит зацикливаться на стиле и филологии и по ходу заниматься критикой и редактурой – все это тормозит работу. Кроме того, автор не делает различия между прозой, поэзией и написанием сценариев. Переходы между этими разделами настолько туманны, что читатель легко запутывается в рассуждениях Смита. Тем не менее, книжка удалась и заслуживает внимания как начинающих, так и опытных авторов.