Найти тему

Разбираемся в дисциплине «Тактический трёхмерный бой»

За прошедшее время мы успели рассказали своим читателям обо всех актуальных дисциплинах современного компьютерного спорта: от боевых арен до технических симуляторов. Но есть ещё одно направление киберспорта, о котором нельзя не упомянуть — «тактический трёхмерный бой». Та самая дисциплина, которая уже десятки лет пользуется огромной популярностью в нашей стране, но официальное признание получила совсем недавно — 25 мая 2022 года.

Тактический трёхмерный бой объединяет в себе два обширных игровых направления: шутеры и трёхмерные экшены. Чуть подробнее расскажем о каждом из них:

  • Шутер (от англ. Shoot — «стрелять») — популярный жанр видеоигр, который в нашей стране ещё любят называть «стрелялками». Игрок в полностью трёхмерном пространстве управляет одним персонажем (чаще всего с видом от первого лица), вооружённым огнестрельным оружием. Для победы ему нужно уничтожить всех противников и, либо перейти в следующую область на карте, либо выполнить какое-то дополнительное действие: заложить бомбу, украсть флаг вражеской команды, оттащить тележку с припасами на базу и т.п.
  • Трёхмерный экшен — чуть более обширное и размытое игровое направление. Оно включает в себя все особенности шутеров, но не ограничивается их строгими правилами. Например, здесь игрок может управлять не только человеком с огнестрельным оружием, но и, например, танком, самолётом, кораблём или даже боевым роботом. Помимо этого, стрельба в трёхмерных экшенах спокойно может быть заменена на ближний бой с использованием холодного оружия или даже рукопашную схватку — таким образом, получается некий аналог «файтинга», но в более открытом пространстве и с немного другими правилами игры.

Помимо этого, у тактического трёхмерного боя хватает и своих уникальных особенностей. Главная из них заложена в названии дисциплины — это слово «тактический». Дело в том, что в проектах, относящихся к этому направлению, делается огромный упор на умении игрока не только метко стрелять, но и просчитывать действия соперника, координировать перемещения своей команды и своевременно проводить различные тактические манёвры, чтобы застать противника врасплох.

Таким образом, тактический трёхмерный бой — это, в первую очередь, не битва людей с автоматами, а битва интеллектов. В которой побеждает самый расчетливый, самый хладнокровный и самый внимательный спортсмен. Тот, кто может положиться и на свою скорость реакции, и на тактические навыки, и на товарища по команде.

Теперь давайте выделим основные особенности игр, входящих в дисциплину «Тактический трёхмерный бой»:

  • Чаще командная, а не индивидуальная направленность;
  • Каждый игрок управляет одним единственным персонажем, вооружённым орудием дальнего или ближнего боя;
  • Чаще всего, упор делается именно на сражениях с применением огнестрельного оружия;
  • Вид от первого (из глаз персонажа) либо от третьего (за спиной персонажа) лица;
  • Для победы необходимо уничтожить персонажей соперника и выполнить некую дополнительную задачу;
  • Успех сильно зависит от скорости реакции игрока и его навыков тактического мышления;
  • Невозможно победить без слаженной командной работы.

Отдельно стоит сказать и о тех играх, которыми представлена дисциплина. Как уже было описано выше, «Тактический трёхмерный бой» включает в себя сразу несколько игровых направлений, поэтому рассмотрим их ещё раз, но уже более подробно и с конкретными примерами.

Например, жанр «шутер» можно вообще разделить на три отдельных поджанра, каждый из которых пользуется большой популярностью в современном киберспорте.

Командный шутер — в эту категорию чаще всего относят игры, основанные на взаимодействии разных членов команды. Как правило, у каждого игрового персонажа здесь есть своя роль на поле боя и уникальные способности, а механики стрельбы чуть более «дружелюбные», чем в чистокровных тактических шутерах. Представители поджанра:

  • Overwatch;
  • Team Fortress;
  • Paladins.

Тактический шутер — эта категория предназначена для игр со сложными механиками стрельбы и обилием тактических манёвров. В отличие от командных шутеров, персонажи здесь передвигаются медленнее и имеют меньший запас здоровья, что делает их куда более лёгкой мишенью. Представители поджанра:

  • CS:GO;
  • Valorant;
  • Rainbow Six: Siege.

Королевская битва — популярная категория проектов, в которых игроку (или команде игроков) нужно остаться последним выжившим на большой открытой карте, постепенно находя для себя всё более качественное оружие и элементы снаряжения. В процессе матча карта начинает постепенно сужаться, всё активнее сталкивая игроков между собой. Представители поджанра:

  • Fortnite;
  • PUBG;
  • Apex Legends.

Что же касается трёхмерных экшенов — к ним обычно причисляют проекты, которые сложно однозначно выделить в какую-то более узкую категорию. Например, симулятор танковых сражений World of Tanks, который отвечает всем критериям «тактического трёхмерного боя», но при этом не является частью дисциплины «технический симулятор». Другие представители направления:

  • Armored Warfare;
  • World of Warships;
  • War Thunder.

Надеемся, что этот текст помог вам немного разобраться в дисциплине «Тактический трёхмерный бой» и сделать первые шаги на пути к пониманию профессионального киберспорта.