Все знают, что дороги в России оставляют желать лучшего, мало кто задумывается, в чем причина таких запущений. Эксперт по строительству дорог срывает все маски и делится кошмарными фактами о халатности дорожных подрядчиков.
Я обратился к эксперту Максиму – представителю дорожной компании “Ракета”. Он был рад раскрыть все дорожные секреты. Прочитав эту статью-интервью, вы поразитесь сколько деталей упускают дорожные подрядчики, и как легко можно все исправить. Также Максим поделился инсайдерской информацией, как заработать больше с продажи/аренды промышленного участка с готовой дорогой.
Отсутствие кадров
- Добрый день, Максим. Сразу перейдем к вопросам. Что по вашему является главной причиной низкого качества дорог в России?
- Здравствуйте, Константин. Тут к гадалке не ходи. Первое, что приходит на ум: банальное отствуе кадров. Я расскажу историю?
- Да-да. Конечно.
- Нам в компанию “Ракета” потребовались кадры. 400 человек прислали анкету на вакансию “инженер”. Только задумайтесь, Константин. Ни один человек из 400 не знали, – как делать дорогу! Все слетали на банальных вопросах.
- Как вы думаете в чем причина?
- Отсутствие должного образования и инвестиций в развитие области. Думаю так да.
- А те, кто сейчас делают дорогу, – почему они вообще этим занимаются? Желание заработать легкие деньги?
- Отчасти так. У людей есть специальная техника, но нет нужных знаний. По сути они занимаются разбрасыванием материала, но никак не строительством дорог. Их дороги прослужат пару-тройку лет, потом опять все переделывать. Им от этого только выгода.
Какие ошибки допускают подрядчики на производстве?
- Что бросается лично мне в глаза – халатность. Рабочие делают все спустя рукава. Во-первых, это проблемы с коммуникациями. Подрядчик забывает сделать канализацию, дренажные работы, а затем, когда дорога уже построена, приходится все переделывать. Важно: сначала сделать коммуникации, только потом дорожное покрытие. Во-вторых, это провис в профиле дороги. По бокам, допустим со стороны бордюров, может все идеально совпадать, но в центре будет изгиб, где и начнет скапливаться вода. В-третьих, заказчики не срезают весь плодородный слой – его можно отличить по характерному черному цвету. Это приводит к просадке дороги, следовательно, к дополнительным тратам на решение проблемы. Также частая проблема: люди делают дороги выше отмостки. Так будет подтапливать фундамент. Поэтому, если вы изначально строите новое здание поднимите крыльцо и отмостки повыше. Впоследствии вы будете меньше запариваться: фрезеровать и так далее. Также важно продумать план работ – ппр. Из-за его отсутствия происходит переработка смен, затем подрядчик узнает, что денег из сметы не хватило и начинает её раздувать. И таких ошибок очень-очень много. Давайте упростим жизнь читателю. У нас есть чек лист с наиболее популярными ошибками на сайте.
- И еще один вопрос. Нужно ли проводить проверки после какого-то срока эксплуатации?
- Обязательно. Наша команда смотрит на то, как легла асфальтная крошка или асфальт весной после зимы, когда сойдет снег. В это время вскрываются все дефекты .
Как подрядчики обманывают клиентов?
- Первое, что они делают частенько. Берут машину - 20 м3. Заказывают материал якобы на полную кубатуру (м3) машины. На самом деле берут намного меньше, а разницу забирают себе. Очень частая проблема. Такая же беда с материалами. Заказчик – обычно не сведущий человек, поэтому заказать какую-то дешевую “чучмулыгу”, как у нас говорят, и выдать ее за качественный продукт, не составляет особого труда.
- Я слышал, что еще бывают моменты “распила” кубатуры. Очень частое явление.
- Вы правы, Константин. Подрядчик договаривается с инженером (представительным лицом), затем они говорят заказчику, что привезли материал, по факту же они его распродают и делят “барыш”. Также хочу предостеречь читателей! Если подрядчик говорит изначально маленькую цену, то он поднимет ее до небес по ходу работ, не сомневайтесь. И заказчику ничего не останется делать, как “раздувать” смету.
Как строительство дороги в два раза повышает стоимость участка?
- Максим, такой вопрос. Правда, что “голый” участок окупается в два - три раза дольше, чем с наличием дороги?
- Да. Это абсолютно верно. Причина в том, что дорога – артерии и вены любой стройки. Плохая дорога затрудняет перевозку строительных материалов, да и это упрощает жизнь клиентам, которые приехали посмотреть объект.
- Можете сориентировать нас по цифрам?
- Конечно.
- Цена за участок без дороги – 8000 руб/м, аренда 25-50 руб/м2. С такими ценами окупаемость составит приблизительно 15 лет. Но при минимальном вложении 900 руб/м2 за вторичку стоимость участка взлетает до 20 000 руб/м2, а аренда повышается от 150 до 200 руб/м2. Это 2.5 раза больше первоначальной стоимости! А окупаемость сокращается до 8 - 9 лет. Также со стоимости дороги растет и цена участка. Допустим, асфальтная крошка при вложении – 300 руб/м2 и асфальт за 900 руб/м2 повышают стоимость объекта в 3, 4 раза. Окупаемость также снижается. В общем, качественная дорога на объекте – это выгодно.
Как сделать дороги лучше?
После небольшого вступления мы разговорились и расспросили Максима, как сделать ровное и гладкое дорожное покрытие, которым славится их компания. На самом деле нет никаких секретов. Только отработанная схема и желание сделать, что называется – на совесть.
- Максим, расскажи вообще о своих принципах в производстве дорог, может это интервью прочитает какой-нибудь будущий инженер и вдохновится.
*смеемся*
- На самом деле все просто. Когда знаешь, что хочешь получить, ты этого добиваешься.
- Довольно умная мысль.
- Именно. Можно я расскажу, как мы приезжаем на объект? И вот прям с этого момента. Как раз читатели узнают про основные ошибки, которые все допускают.
- Да-да, конечно. Поэтому мы здесь.
- Первое, как я говорил раньше, мы убираем полностью плодородный слой и снимаем корыто. Очень частая проблема, что его оставляют, затем образуется гниение и начинают произрастать корни. Все это приводит к дополнительным работам, а следовательно – тратам. У нас был такой один объект возле Пятерочки. На нашем ютуб канале вы можете ознакомиться с тем, как мы справились с этой проблемой.
- Мы оставим ссылочку обязательно.
- Далее мы делаем подушку, на которую уже кладется асфальтная крошка или вторичка.
- Я слышал, что очень важно еще избавляться от воды.
- Верно-верно. Вода – камень точит, как у нас частенько говорят. Если не высушить воду, не сделать уклоны, то при перепаде температур из-за ее кристаллизации дорога начнет разваливаться на глазах.
- А проблему с водой легко исправить?
- Элементарно. Вырыть канаву, поставить шланг, перелить воду, зарыть канаву. Все очень просто! Но этим не занимаются, потому что нет ответственности. “Зачем делать что-то, если нас потом еще раз позовут переделывать, так еще и заплатят, как за полную работу”, – так они рассуждают. Также нужно проехать катком ни один и даже ни два раза – в идеале от 8 до 20. Обязательно должен быть контроль качества материала. Большинство подрядчиков экономят и кладут разницу к себе в карман. Из-за этого долговечность дороги уменьшается в разы. Мы всегда заказываем больше материала, потому что лучше сделать асфальт слоем побольше, так дорога прослужит дольше, а клиент меньше потратит на эксплуатацию. И внимательно следим за уклонами! Мы всегда протягиваем нить яркого цвета, чтобы по этому ориентирую следить за толщиной слоя.
- Спасибо, Максим. Скажите что нибудь нашим читателям напоследок?
- Ездите аккуратно, даже по нашим “ракетовским” дорогам и не дайте себя обмануть!
Огромное спасибо Максиму за предоставленную информацию. Он грамотный профессионал своего дела. Переходите на сайт ребят, вы можете узнать цену вашей дороги или парковки с 90% точностью! До новых встреч.