Перед наиболее великими торжествами Церковью установлены посты. Установлены они потому, что являются обязательным условием достойного покаяния, без которого невозможно должным образом подготовиться к праздничному событию и пережить настоящую духовную радость. Можно, конечно, испытать некоторый подъем сил и вдохновляющие эмоции, однако это, как считают учителя Церкви, будет всего лишь суррогат духовности. Истинная же радость, рождаемая действием благодати в сердце, для неподготовленного соответствующими подвижническими действиями человека останется недоступной.
Христианство требует от своих приверженцев беспрерывного совершенствования. И без покаяния спасение души человеческой немыслимо. При этом Церковь предлагает своим чадам множество средств, помогающих им следовать в Небесное Отечество наиболее приемлемым путем. Одним из таких средств является пост.
Успенский пост непродолжительный, хотя и весьма строгий по своему уставу. Начинается он всегда в один и тот же день – 14 августа и длится всего 14 суток.
Исследователи, изучающие Церковную историю, полагают, что изначально существовал некий «компенсирующий пост» – то есть продолжительный летний постный период, которого должны были придерживаться те христиане, которые не смогли по каким-либо причинам (болезни, пребывании в путешествии и пр.) соблюсти должным образом пост Великий. Таким последователям Учения Мессии приписывалось в ранние века христианства говеть летом. В дальнейшем этот некогда единый, весьма длительный период был разделен на два менее продолжительных периода, сформировавшихся впоследствии в самостоятельные посты: Петров и Успенский.
КАЛЕНДАРЬ ПИТАНИЯ ПО ДНЯМ
В этот пост, как и во всякий иной, не благословляется вкушение животной пищи, то есть мясных и молочных блюд, а также яиц.
Предписания устава для этого периода следующие:
- В понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение. То есть вкушение такой пищи, которую не нужно готовить. Некоторые даже считают это неким аналогом распространенного в современном мире сыроедения.
- Во вторник и четверг пищу разрешается вкушать вареную, однако приготовленную при этом без масла.
- В выходные (субботу и воскресенье) разрешается пища вареная, с добавлением растительного масла. Не возбраняется также и небольшое количество натурального вина, но только лишь для поддержания сил постящихся.
- 19 августа, в День Господнего Преображения, благословляется потребление блюд из рыбы. И, конечно же, благословляются вареная пища с добавлением масла, а также вино.
К слову, по уставу монастырей, совершенно, разумеется, не обязательному к исполнению мирянами, пищу в будние дни разрешается употреблять лишь раз в сутки (в 15 часов). В выходные дни вкушение пищи благословляется дважды.
Церковнослужители призывают подходить к соблюдению постного периода индивидуально, рассчитывая силы и советуясь с духовником, не забывая, что телесное ограничение всего лишь средство к ограничению внутреннему, к воздержанию от греховных действий и к покаянию.
Опасно также гордиться тем, что у человека хватает воли и сил выдержать постный период. Гордость в данном случае перечеркивает всю душеполезную работу, являющуюся главной целью всякого поста. Про такое делание священники говорят, что «оно человеку только во вред».
А еще следует обратить внимание на то, что если мирянин возлагает на себя подвиг соблюдать пост наравне с уставом насельников обителей, то ему при этом нужно не забывать и молиться с тем же усердием, что и монахи.
НЕКОТОРЫЕ НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРИОДОМ ПОСТА
Можно ли крестить в пост ребенка?
Совершать Таинство Крещения в этот период не возбраняется. Никаких ограничений по его проведению в этот период нет.
Можно ли в пост играть свадьбу?
Церковным Уставом не разрешается венчание в период всякого поста.
Ритм церковной жизни имеет строгое распределение: есть время для празднования торжеств, а есть особое время, посвящаемое скорби, «печалованию о содеянных нами грехах». Пост, как раз, и является временем покаяния, плача о своих согрешениях.
Свадьба же, напротив, является событием торжественным, совершенно не сочетающимся по духовному содержанию с периодом поста. Поэтому, если желающие вступить в брак считают себя чадами Церкви и желают соизмерять свою жизнь с Христовым Учением, то в этот период играть свадьбу для них, естественно, недопустимо. Бракосочетание необходимо перенести на более подходящую дату.
Что еще нельзя делать в пост?
В этот период абсолютно недопустимо под видом углубления в собственное душевное состояние полностью уходить в свои переживания, не замечая при этом насущных нужд окружающих людей. Нельзя заниматься поиском своих согрешений, совершенно отстранившись от заботы о ближних. Дела милосердия – первейшая обязанность христиан. Так наставлял Своих последователей Великий Учитель, утверждая, что без дел любви их вера мертва.
Не допустимо в эти дни проявлять гнев, обиду и малодушие. Недопустимо злословить и осуждать других. Как раз эти-то искушения и необходимо преодолеть подвизающемуся, с Божией Помощью научившись останавливать подобные проявления душевных недугов. За период поста христианин должен сделаться сильнее, духовно преобразиться. Если же ничего в душе человека с постом не меняется, то время это не считается послужившим его обновлению и пользе.
Готовясь же встретить торжественное событие Успения Божией Матери, верующим полезно как можно больше узнать о земной жизни Пречистой Девы, узнать о дарованных Церкви Ее чудесных образах и о том, как следует почитать Владычицу.
Кому разрешены послабления
Всякий пост должен быть посильным для подвизающихся. Следует учитывать и общее состояние организма, и наличие тех или иных недомоганий, чтобы не нанести вреда здоровью – одному из главных Даров Божиих.
В частности, послабления (а, иной раз, и полное отсутствие ограничений в пище) в этот период устанавливаются для детей, для женщин, ожидающих рождения ребенка, для кормящих матерей, для людей пожилых и имеющих нестойкое здоровье.
Послабления благословляются для лиц, занятых тяжелыми работами или путешествующих в местности с суровым климатом.
Для каждого христианина мера воздержания всегда должна избираться индивидуально, по совету с духовником.
ПРАЗДНИКИ, ВЫПАДАЮЩЕ НА ПЕРИОД УСПЕНСКОГО ПОСТА
В этот период Церковь отмечает следующие торжественные события:
14 Августа. ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ИЗНЕСЕНИЕ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Этот праздник был установлен в IX столетии в Византии, а с XII в. он утвердился и в прочих поместных Церквях.
В греческих часословах происхождение данного торжества объясняется тем, что в византийской столице в августовские дни по причине многих болезней, возникающих в этот период из-за чрезвычайно раскаленной атмосферы, выносили для освящения водоемов, дорог и улиц находящуюся в Константинополе часть Древа Креста Господня, предотвращая тем распространение недугов. Крест выносили из царской сокровищницы и устанавливали в соборе Святой Софии, где он находился вплоть до праздника Успения. При этом каждый день перед святыней совершались богослужения, и жители приходили поклониться ей.
Интересно знать, что присутствующее в наименовании этого праздника слово «Происхождение» не совсем правильно отображает его смысл. В древности перевод с греческого был сделан славянскими толкователями неточно, а потому позднее к наименованию праздника в скобках было добавлено еще одно слово – «Изнесение», более точно раскрывающее смысл события, положившего основание торжеству.
14 Августа. МЕДОВЫЙ СПАС
В первый день Успенского поста происходит также освящение приносимого в храмы меда, а потому связанное с этим действием торжество получило наименование Медового Спаса, благочестивой целью которого является принесение Создателю благодарности за урожай меда в текущем году.
Нужно отметить, что священнослужители в наши дни несколько сетуют на утрату в народе понимания истинного смысла этого древнего обычая. К примеру, иеромонах Аркадий (Логинов), руководитель секретариата Екатеринбургской епархии, рассуждает по этому поводу так:
«В наше время этот обычай сохранился более по форме, нежели по содержанию. Чаще всего люди теперь приносят в церковь мед, купленный в ближайшем магазине, потому что знают, что по обычаю в этот день нужно приносить мед в храм для освящения. Но я хочу подчеркнуть причину этого праздника: в день Медового Спаса приносятся в храм именно начатки плодов, то есть то, что СОВЕРШЕНО НАШИМИ РУКАМИ, то, О ЧЕМ МЫ ТРУДИЛИСЬ и, ПОЛУЧИВ ПЕРВЫЕ ПЛОДЫ, ПРИНЕСЛИ ИХ В ЦЕРКОВЬ, выполняя апостольскую заповедь за все благодарить Бога. Важен не факт освящения меда, а освящение НАШЕГО ТРУДА, его благословение. Я не хочу сказать, что те, кто приносит (купленный) мед поступают неправильно, но было бы очень хорошо, чтобы люди знали и понимали традиции, которые мы сохраняем и соблюдаем. Целью должно быть наше благодарение Богу, и через это получение благословения Божьего и освящение наших земных трудов».
14 августа в народе именуют также «Мокрым Спасом» или «Спасом на воде» из-за того, что в этот день совершается чин водного освящения.
14 Августа. ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ
Еще в первый день этого поста верующие чтят память мучеников Маккавеев. В переводе с греческого родовое имя этих подвижников означает «молот» - то есть орудие, являющееся символом крепости, несгибаемости и сопротивления. Эти Божии угодники были учениками праведного законоучителя Елеазара. Жили они за два столетия до прихода в мир Мессии, в правление Епифана Антиоха, решившего уничтожить единобожие и насадить в Иудее язычество. Семеро братьев, их учитель и их мать Соломония приняли страдальческую кончину при этом властителе за отказ вкушать нечистую пищу, посвященную идолам.
К слову, нужно отметить, что в народе этих мучеников за их подвиг с той поры почитают как помощников в обуздании страсти чревоугодия. Церковнослужители советуют обращаться к ним всем, страдающим от чрезмерного потребления пищи или излишне склонным к потреблению изысканных лакомых блюд.
19 Августа. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА НАШЕГО И СПАСА ИИСУСА ХРИСТА
Преображение Господне - последнее из Господских торжеств Церковного годового круга.
Наиболее ранние упоминания о данном торжестве встречаются в источниках XII столетия, однако песнопение в честь Преображения есть в гимнографии св. Андрея Критского, подвизавшегося на рубеже VII-VIII вв.
Искупитель явился в мир человеком, не выделяющимся ни богатством, ни величественным блеском славы. Свою Божественную Природу Он прикрыл образом человеческим. На горе же Фавор Мессия предстал пред апостолами в том величественном сиянии, в котором пребывает Он в Вечности, и в котором увидят Его те из людей, которые будут этого достойны. Целью же Преображения Господа было в ту пору укрепление веры учеников: чтобы впоследствии, видя Христа, страдающего на Древе, они не соблазнились о Нем, а поняли, что Учитель их добровольно, презрев Славу и Божие Достоинство, принес Себя в Жертву.
19 Августа. ЯБЛОЧНЫЙ СПАС
По обычаю в этот день освящают плоды: яблоки, груши, виноград и иные фрукты. Потому в народе торжество это именуют Яблочным Спасом. Священнослужители считают, что дата для Спаса избрана неслучайно – ее установили в противовес празднуемым в этот период в древности языческим праздникам сбора урожая.
Как и прочие церковные торжества, это событие имеет глубинный духовный смысл. Церковь, освящая плоды, научает тем, что все в мире - от человека до растения и прочих творений - должно быть посвящено Создателю. До этой даты устав обязует воздерживаться христиан от вкушения неосвященных плодов нового урожая, ставя при этом целью, в первую очередь, их духовное воспитание, придерживаясь поучения из Типикона: «Яко да от сего навыкнут и прочие повиноваться уставу святых отцов». То есть этими действиями Церковь приучает верующих к послушанию и воздержанию, а также проявляет заботу об их здоровье, которое может пострадать от вкушения незрелых фруктов.
21 Августа. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТОЛГСКАЯ»
В этот период Церковь чествует некоторые особо почитаемые образы Богородицы:
21 августа совершается празднование Толгского образа Небесной Владычицы, прославленного многими врачеваниями. В 1553 году сам государь Иоанн IV Васильевич получил по молитвам пред этим чудотворным ликом излечение от длительно мучающего его недуга ног, в благодарность за которое выстроил рядом с местом явления образа каменный собор.
26 Августа. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ»
В этот день чествуют известнейший образ Богородицы «Семистрельная». Кроме множественных исцелений, эта икона прославлена помощью гонимым и скорым умиротворением враждующих между собою неприятелей. По молитвам перед ним враждебные чувства утихают, сменяясь облегчающим душевную боль милосердием. Издревле христиане притекали к этому дивному лику Владычицы, если начинались войны и мятежи. К ней обращаются, если в судьбе человека происходит разлад, неустройство, если в семье его начинаются ссоры, отнимающие спокойствие и силы тяжбы. К иконе обращаются, если возникают проблемы во взаимоотношении с родственниками, соседями, если появилось непонимание между супругами или между родителями и детьми. К ней притекают и во многих других случаях.
Весьма похож на этот лик Богоматери Ее образ «Умягчение злых сердец». Однако иконография их все же несколько различается. У «Семистрельной» иконы мечи (стрелы), пронзающие грудь Пречистой Божией Матери, расположены по обе стороны от Нее: три по одну сторону, и четыре по другую. На лике же Ее «Умягчение злых сердец» мечи расположены по три с каждой стороны и еще один пронзающий меч изображается снизу.
28 Августа. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
В этот день пост оканчивается. Православные чествуют Успение Божией Матери – один из наиболее ранних Богородичных праздников.
Впервые о нем упомянуто в XI столетии, в царствование императора Маврикия. Об этом свидетельствует св. Никифор Каллист, повествующий, что именно этот правитель установил празднование данного события. Однако не все священнослужители согласны с ним, полагая, что отмечать Успение христиане стали значительно раньше.
По Преданию тело Пречистой Девы, по Ее желанию, положено было на Гефсиманской веси близ Иерусалима. Гробница Богородицы находилась между усыпальницами Ее благочестивых родителей и святого Иосифа Обручника. На 3-й день после кончины в город пришел не успевший к погребению Божией Матери апостол Фома, который, захотев проститься с Нею, в присутствии прочих апостолов, вскрыл гробницу. Однако тела Пречистой там уже не было: как Сам Господь воскрес на 3-и сутки после Распятия, так и Матерь Свою он вознес в Небесную Обитель на 3-й день вместе с телом.
#религия #православие #эзотерика #мистика #семья