Найти тему
Незримая помощь

РАСПИСАНИЕ ХРИСТИАНИНА НА ПЕРИОД УСПЕНСКОГО ПОСТА

Перед наиболее великими торжествами Церковью установлены посты. Установлены они потому, что являются обязательным условием достойного покаяния, без которого невозможно должным образом подготовиться к праздничному событию и пережить настоящую духовную радость. Можно, конечно, испытать некоторый подъем сил и вдохновляющие эмоции, однако это, как считают учителя Церкви, будет всего лишь суррогат духовности. Истинная же радость, рождаемая действием благодати в сердце, для неподготовленного соответствующими подвижническими действиями человека останется недоступной.

Христианство требует от своих приверженцев беспрерывного совершенствования. И без покаяния спасение души человеческой немыслимо. При этом Церковь предлагает своим чадам множество средств, помогающих им следовать в Небесное Отечество наиболее приемлемым путем. Одним из таких средств является пост.

Успенский пост непродолжительный, хотя и весьма строгий по своему уставу. Начинается он всегда в один и тот же день – 14 августа и длится всего 14 суток.

Исследователи, изучающие Церковную историю, полагают, что изначально существовал некий «компенсирующий пост» – то есть продолжительный летний постный период, которого должны были придерживаться те христиане, которые не смогли по каким-либо причинам (болезни, пребывании в путешествии и пр.) соблюсти должным образом пост Великий. Таким последователям Учения Мессии приписывалось в ранние века христианства говеть летом. В дальнейшем этот некогда единый, весьма длительный период был разделен на два менее продолжительных периода, сформировавшихся впоследствии в самостоятельные посты: Петров и Успенский.

КАЛЕНДАРЬ ПИТАНИЯ ПО ДНЯМ

В этот пост, как и во всякий иной, не благословляется вкушение животной пищи, то есть мясных и молочных блюд, а также яиц.

Предписания устава для этого периода следующие:

  • В понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение. То есть вкушение такой пищи, которую не нужно готовить. Некоторые даже считают это неким аналогом распространенного в современном мире сыроедения.
  • Во вторник и четверг пищу разрешается вкушать вареную, однако приготовленную при этом без масла.
  • В выходные (субботу и воскресенье) разрешается пища вареная, с добавлением растительного масла. Не возбраняется также и небольшое количество натурального вина, но только лишь для поддержания сил постящихся.
  • 19 августа, в День Господнего Преображения, благословляется потребление блюд из рыбы. И, конечно же, благословляются вареная пища с добавлением масла, а также вино.
-2
-3

К слову, по уставу монастырей, совершенно, разумеется, не обязательному к исполнению мирянами, пищу в будние дни разрешается употреблять лишь раз в сутки (в 15 часов). В выходные дни вкушение пищи благословляется дважды.

Церковнослужители призывают подходить к соблюдению постного периода индивидуально, рассчитывая силы и советуясь с духовником, не забывая, что телесное ограничение всего лишь средство к ограничению внутреннему, к воздержанию от греховных действий и к покаянию.

Опасно также гордиться тем, что у человека хватает воли и сил выдержать постный период. Гордость в данном случае перечеркивает всю душеполезную работу, являющуюся главной целью всякого поста. Про такое делание священники говорят, что «оно человеку только во вред».

А еще следует обратить внимание на то, что если мирянин возлагает на себя подвиг соблюдать пост наравне с уставом насельников обителей, то ему при этом нужно не забывать и молиться с тем же усердием, что и монахи.

НЕКОТОРЫЕ НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРИОДОМ ПОСТА

Можно ли крестить в пост ребенка?

Совершать Таинство Крещения в этот период не возбраняется. Никаких ограничений по его проведению в этот период нет.

Можно ли в пост играть свадьбу?

Церковным Уставом не разрешается венчание в период всякого поста.

Ритм церковной жизни имеет строгое распределение: есть время для празднования торжеств, а есть особое время, посвящаемое скорби, «печалованию о содеянных нами грехах». Пост, как раз, и является временем покаяния, плача о своих согрешениях.

Свадьба же, напротив, является событием торжественным, совершенно не сочетающимся по духовному содержанию с периодом поста. Поэтому, если желающие вступить в брак считают себя чадами Церкви и желают соизмерять свою жизнь с Христовым Учением, то в этот период играть свадьбу для них, естественно, недопустимо. Бракосочетание необходимо перенести на более подходящую дату.

Что еще нельзя делать в пост?

В этот период абсолютно недопустимо под видом углубления в собственное душевное состояние полностью уходить в свои переживания, не замечая при этом насущных нужд окружающих людей. Нельзя заниматься поиском своих согрешений, совершенно отстранившись от заботы о ближних. Дела милосердия – первейшая обязанность христиан. Так наставлял Своих последователей Великий Учитель, утверждая, что без дел любви их вера мертва.

Не допустимо в эти дни проявлять гнев, обиду и малодушие. Недопустимо злословить и осуждать других. Как раз эти-то искушения и необходимо преодолеть подвизающемуся, с Божией Помощью научившись останавливать подобные проявления душевных недугов. За период поста христианин должен сделаться сильнее, духовно преобразиться. Если же ничего в душе человека с постом не меняется, то время это не считается послужившим его обновлению и пользе.

Готовясь же встретить торжественное событие Успения Божией Матери, верующим полезно как можно больше узнать о земной жизни Пречистой Девы, узнать о дарованных Церкви Ее чудесных образах и о том, как следует почитать Владычицу.

Кому разрешены послабления

Всякий пост должен быть посильным для подвизающихся. Следует учитывать и общее состояние организма, и наличие тех или иных недомоганий, чтобы не нанести вреда здоровью – одному из главных Даров Божиих.

В частности, послабления (а, иной раз, и полное отсутствие ограничений в пище) в этот период устанавливаются для детей, для женщин, ожидающих рождения ребенка, для кормящих матерей, для людей пожилых и имеющих нестойкое здоровье.

Послабления благословляются для лиц, занятых тяжелыми работами или путешествующих в местности с суровым климатом.

Для каждого христианина мера воздержания всегда должна избираться индивидуально, по совету с духовником.

ПРАЗДНИКИ, ВЫПАДАЮЩЕ НА ПЕРИОД УСПЕНСКОГО ПОСТА

В этот период Церковь отмечает следующие торжественные события:

14 Августа. ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ИЗНЕСЕНИЕ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Этот праздник был установлен в IX столетии в Византии, а с XII в. он утвердился и в прочих поместных Церквях.

В греческих часословах происхождение данного торжества объясняется тем, что в византийской столице в августовские дни по причине многих болезней, возникающих в этот период из-за чрезвычайно раскаленной атмосферы, выносили для освящения водоемов, дорог и улиц находящуюся в Константинополе часть Древа Креста Господня, предотвращая тем распространение недугов. Крест выносили из царской сокровищницы и устанавливали в соборе Святой Софии, где он находился вплоть до праздника Успения. При этом каждый день перед святыней совершались богослужения, и жители приходили поклониться ей.

Интересно знать, что присутствующее в наименовании этого праздника слово «Происхождение» не совсем правильно отображает его смысл. В древности перевод с греческого был сделан славянскими толкователями неточно, а потому позднее к наименованию праздника в скобках было добавлено еще одно слово – «Изнесение», более точно раскрывающее смысл события, положившего основание торжеству.

Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Вариант иконографии
Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Вариант иконографии

14 Августа. МЕДОВЫЙ СПАС

В первый день Успенского поста происходит также освящение приносимого в храмы меда, а потому связанное с этим действием торжество получило наименование Медового Спаса, благочестивой целью которого является принесение Создателю благодарности за урожай меда в текущем году.

Нужно отметить, что священнослужители в наши дни несколько сетуют на утрату в народе понимания истинного смысла этого древнего обычая. К примеру, иеромонах Аркадий (Логинов), руководитель секретариата Екатеринбургской епархии, рассуждает по этому поводу так:

«В наше время этот обычай сохранился более по форме, нежели по содержанию. Чаще всего люди теперь приносят в церковь мед, купленный в ближайшем магазине, потому что знают, что по обычаю в этот день нужно приносить мед в храм для освящения. Но я хочу подчеркнуть причину этого праздника: в день Медового Спаса приносятся в храм именно начатки плодов, то есть то, что СОВЕРШЕНО НАШИМИ РУКАМИ, то, О ЧЕМ МЫ ТРУДИЛИСЬ и, ПОЛУЧИВ ПЕРВЫЕ ПЛОДЫ, ПРИНЕСЛИ ИХ В ЦЕРКОВЬ, выполняя апостольскую заповедь за все благодарить Бога. Важен не факт освящения меда, а освящение НАШЕГО ТРУДА, его благословение. Я не хочу сказать, что те, кто приносит (купленный) мед поступают неправильно, но было бы очень хорошо, чтобы люди знали и понимали традиции, которые мы сохраняем и соблюдаем. Целью должно быть наше благодарение Богу, и через это получение благословения Божьего и освящение наших земных трудов».

14 августа в народе именуют также «Мокрым Спасом» или «Спасом на воде» из-за того, что в этот день совершается чин водного освящения.

-5

14 Августа. ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ

Еще в первый день этого поста верующие чтят память мучеников Маккавеев. В переводе с греческого родовое имя этих подвижников означает «молот» - то есть орудие, являющееся символом крепости, несгибаемости и сопротивления. Эти Божии угодники были учениками праведного законоучителя Елеазара. Жили они за два столетия до прихода в мир Мессии, в правление Епифана Антиоха, решившего уничтожить единобожие и насадить в Иудее язычество. Семеро братьев, их учитель и их мать Соломония приняли страдальческую кончину при этом властителе за отказ вкушать нечистую пищу, посвященную идолам.

К слову, нужно отметить, что в народе этих мучеников за их подвиг с той поры почитают как помощников в обуздании страсти чревоугодия. Церковнослужители советуют обращаться к ним всем, страдающим от чрезмерного потребления пищи или излишне склонным к потреблению изысканных лакомых блюд.

святые мученики Маккавеи. Вариант иконографии
святые мученики Маккавеи. Вариант иконографии

19 Августа. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА НАШЕГО И СПАСА ИИСУСА ХРИСТА

Преображение Господне - последнее из Господских торжеств Церковного годового круга.

Наиболее ранние упоминания о данном торжестве встречаются в источниках XII столетия, однако песнопение в честь Преображения есть в гимнографии св. Андрея Критского, подвизавшегося на рубеже VII-VIII вв.

Искупитель явился в мир человеком, не выделяющимся ни богатством, ни величественным блеском славы. Свою Божественную Природу Он прикрыл образом человеческим. На горе же Фавор Мессия предстал пред апостолами в том величественном сиянии, в котором пребывает Он в Вечности, и в котором увидят Его те из людей, которые будут этого достойны. Целью же Преображения Господа было в ту пору укрепление веры учеников: чтобы впоследствии, видя Христа, страдающего на Древе, они не соблазнились о Нем, а поняли, что Учитель их добровольно, презрев Славу и Божие Достоинство, принес Себя в Жертву.

Преображение Господне. Вариант иконографии
Преображение Господне. Вариант иконографии
-8

19 Августа. ЯБЛОЧНЫЙ СПАС

По обычаю в этот день освящают плоды: яблоки, груши, виноград и иные фрукты. Потому в народе торжество это именуют Яблочным Спасом. Священнослужители считают, что дата для Спаса избрана неслучайно – ее установили в противовес празднуемым в этот период в древности языческим праздникам сбора урожая.

Как и прочие церковные торжества, это событие имеет глубинный духовный смысл. Церковь, освящая плоды, научает тем, что все в мире - от человека до растения и прочих творений - должно быть посвящено Создателю. До этой даты устав обязует воздерживаться христиан от вкушения неосвященных плодов нового урожая, ставя при этом целью, в первую очередь, их духовное воспитание, придерживаясь поучения из Типикона: «Яко да от сего навыкнут и прочие повиноваться уставу святых отцов». То есть этими действиями Церковь приучает верующих к послушанию и воздержанию, а также проявляет заботу об их здоровье, которое может пострадать от вкушения незрелых фруктов.

-9

21 Августа. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТОЛГСКАЯ»

В этот период Церковь чествует некоторые особо почитаемые образы Богородицы:

21 августа совершается празднование Толгского образа Небесной Владычицы, прославленного многими врачеваниями. В 1553 году сам государь Иоанн IV Васильевич получил по молитвам пред этим чудотворным ликом излечение от длительно мучающего его недуга ног, в благодарность за которое выстроил рядом с местом явления образа каменный собор.

икона Божией Матери "Толгская"
икона Божией Матери "Толгская"
-11

26 Августа. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ»

В этот день чествуют известнейший образ Богородицы «Семистрельная». Кроме множественных исцелений, эта икона прославлена помощью гонимым и скорым умиротворением враждующих между собою неприятелей. По молитвам перед ним враждебные чувства утихают, сменяясь облегчающим душевную боль милосердием. Издревле христиане притекали к этому дивному лику Владычицы, если начинались войны и мятежи. К ней обращаются, если в судьбе человека происходит разлад, неустройство, если в семье его начинаются ссоры, отнимающие спокойствие и силы тяжбы. К иконе обращаются, если возникают проблемы во взаимоотношении с родственниками, соседями, если появилось непонимание между супругами или между родителями и детьми. К ней притекают и во многих других случаях.

образ Божией Матери "Семистрельная"
образ Божией Матери "Семистрельная"
-13

Весьма похож на этот лик Богоматери Ее образ «Умягчение злых сердец». Однако иконография их все же несколько различается. У «Семистрельной» иконы мечи (стрелы), пронзающие грудь Пречистой Божией Матери, расположены по обе стороны от Нее: три по одну сторону, и четыре по другую. На лике же Ее «Умягчение злых сердец» мечи расположены по три с каждой стороны и еще один пронзающий меч изображается снизу.

образ Божией Матери "Умягчение злых сердец"
образ Божией Матери "Умягчение злых сердец"

28 Августа. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

В этот день пост оканчивается. Православные чествуют Успение Божией Матери – один из наиболее ранних Богородичных праздников.

Впервые о нем упомянуто в XI столетии, в царствование императора Маврикия. Об этом свидетельствует св. Никифор Каллист, повествующий, что именно этот правитель установил празднование данного события. Однако не все священнослужители согласны с ним, полагая, что отмечать Успение христиане стали значительно раньше.

По Преданию тело Пречистой Девы, по Ее желанию, положено было на Гефсиманской веси близ Иерусалима. Гробница Богородицы находилась между усыпальницами Ее благочестивых родителей и святого Иосифа Обручника. На 3-й день после кончины в город пришел не успевший к погребению Божией Матери апостол Фома, который, захотев проститься с Нею, в присутствии прочих апостолов, вскрыл гробницу. Однако тела Пречистой там уже не было: как Сам Господь воскрес на 3-и сутки после Распятия, так и Матерь Свою он вознес в Небесную Обитель на 3-й день вместе с телом.

Успение Божией Матери. Вариант иконографии
Успение Божией Матери. Вариант иконографии
-16

#религия #православие #эзотерика #мистика #семья