Найти тему
Компас экономики

Севморпуть соединит Европу и Азию

В правительстве не устают повторять тезис о важности Северного морского пути для России. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, кабмин продолжает развивать СМП как важнейший транспортный коридор мирового значения. По нему осуществляется основная часть северного завоза, доставляются на мировой рынок металлы, энергоносители, а также идёт транзит грузов между Азией и Европой. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции.

Выступая по видеосвязи на второй глобальной конференции ООН по устойчивому транспорту в октябре 2021 года российский лидер заявил, что роль Севморпути постоянно растёт на фоне происходящих изменений климата, бурного промышленного подъёма в Азиатско-Тихоокеанском регионе и необходимости обеспечивать кратчайшие, наиболее экономически выгодные маршруты доставки товаров с Востока на Запад и в обратном направлении. Часто СМП сравнивают с традиционным морским путём через Суэцкий канал, или Южным морским путём. Если взять маршрут от Роттердама (Нидерланды) до Йокогамы (Япония), то расстояние при использовании ЮМП составит 11205 морских миль, а при использовании СМП — 7345 миль.

Северный морской путь может стать важнейшей частью так называемого Ледового шелкового пути, способного связать между собой экономически развитые страны Восточной Азии и Европы. Стоит отметить большой ресурсный потенциал Арктики: занимая 6% поверхности планеты, она таит в своих недрах примерно 30% неразведанных запасов природного газа и 13% запасов нефти, не говоря уже о редкоземельных металлах и алмазах. Для Китая интересны проекты по освоению энергетических ресурсов Арктики, находящиеся в зоне ЛШП. Многие китайские компании смогут принять участие в строительстве трассы. Кроме того, для Китая это самый короткий и безопасный морской маршрут в Европу.

В своё время президент Владимир Путин поручил правительству совместно с госкорпорацией "Росатом" заняться вплотную вопросом организации регулярных транзитных грузовых перевозок (в том числе контейнерных) по Севморпути. При этом необходимо обратить внимание на развитие портовой инфраструктуры, обеспечение безопасности судоходства и экономической эффективности перевозок, которые должны стать круглогодичными. В 2020 году по Севморпути было перевезено почти 33 млн тонн грузов, в 2021-м грузопоток приблизился к 35 млн тонн. На данный момент цель 80 млн тонн грузов в 2024 году выглядит проблематичной.

Успех в развитии северного транспортного коридора и освоении Арктики будет зависеть от наличия современного ледокольного флота. В октябре 2020 года в строй вступил головной атомный ледокол "Арктика" проекта 22220, построенный на Балтийском заводе — самый большой и мощный в мире. Следующий ледокол, "Сибирь" передали "Атомфлоту" в декабре 2021 года. Эти гиганты способны прокладывать путь во льдах толщиной до трёх метров, работать как на глубокой воде, так и на мелководье, в устьях сибирских рек и на трассах Севморпути. На дальневосточной верфи "Звезда" идёт строительство еще более мощного ледокола проекта "Лидер". С ледоколами такого класса задача круглогодичного судоходства по Севморпути и превращения его в международно признанный маршрут будет решена окончательно.

Читайте по теме: ШОС готовится нанести сокрушительный удар по доллару