Мне интересны похожие истории зданий, находящихся далеко друг от друга.
О римском палаццо и нижегородском дворце я рассказывала.
Пришла очередь Москвы и Кирова.
Здание в Москве всем давно известно, это бывший Дом Дружбы Народов или особняк Арсения Морозова, прозванный также домом дурака.
История дома тоже многим известна.
Витиеватый «дом с ракушками» - единственное, чем прославился Арсений Морозов, представитель знатного рода и миллионер.
Архитектора Мазырина вдохновил на строительство португальский дворец Пена, с чертами стилей мануэлино, готики, ренессанса, мавританского и восточного стилей.
Стиль дома на Воздвиженке архитекторы называют псевдомавританским.
Еще до окончания работ в адрес особняка и его владельца посыпались насмешки.
Со слов самого Арсения известно, что мать его сказала: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва»
Арсений Морозов жил в своем доме до самой смерти в 1908 году.
Купец скончался после несчастного случая в Твери, городе где располагалась одна из семейных фабрик: он прострелил себе ногу, сказав приятелям что не почувствует боли благодаря силе духа, которая выработалась благодаря эзотерическим техникам Мазырина. Видимо, мать была права)))
Получив рану, Морозов действительно не поморщился. Но не снятый сапог и сильное кровотечение спровоцировали гангрену и заражение крови. Распорядительницей 4 млн рублей капитала и особняка на Воздвиженке стоимостью еще в 3 млн рублей стала Нина Коншина – дама полусвета, с которой Морозов жил последние несколько лет.
Построенное в 1899 году сейчас здание является домом приемом Правительства России.
Не уступил Морозову купец из Кирова, построивший здесь дом, прозванный Красным замком.
Построенный по проекту архитектора И. А. Чарушина в 1911 г. на улице Николаевской (ныне — Ленина), он с момента постройки удивлял горожан и был самым приметным зданием города.
Инициатором строительства здания стал известный вятский пароходовладелец, миллионер и меценат Тихон Филиппович Булычев.
Вот он, наш герой.
Зачем Булычев построил Красный дворец. доподлинно не известно, существует три легенды.
Первая рассказывает, что здание Булычев строил для своей дочери.
Ей нравился столичный светский лоск, поэтому, несмотря на протесты семьи, дочь Булычева уехала в Петербург.
Отец же мечтал, чтобы она вернулась в Вятку. К моменту строительства особняка у Булычева было две дочери: Вера и Александра. Возможно, они действительно могли иметь гипотетическое отношение к созданию легендарного особняка.
Вторая легенда основана на мемуарах юриста А.А. Прозорова, который писал:
«Булычев выстроил для себя на Николаевской (ныне — Ленина) улице большой дом в виде замка. Когда он был отделан, покойная моя жена, осматривая его, осталась недовольна расположением и пригодностью дома и, шутя, сказала: «Посажу я в него кикимору, так никто в нем не будет жить». Действительно, в скором времени в жилом доме дачи Булычева вспыхнул пожар.
Живущей в верхнем этаже жене сына Булычева после родов пришлось при помощи акушерки спускаться из дома через балкон, причем подставленная для сего лестница не доставала до балкона, и ее держали на плечах люди, и по такой неустойчивой лестнице под треск и дым пожара пришлось спускаться больной женщине, которая, испытав страх, решительно воспротивилась переезжать в верхний этаж нового дома.
Пришлось купить еще дом на Преображенской улице, позднее проданный Долгушиным, а вновь построенный замок пустовал...»
Третьей версии придерживалась историк архитектуры Е. А. Андреева
Булычев с помощью создания необычного дома «хотел поразить воображение невесты, часто жившей за границей, привлечь её в родные края и дать почувствовать, что и в такой глухой стороне могут создаваться истинно художественные произведения».
К моменту строительства особняка Булычев действительно был неженат, его супруга Екатерина Александровна скончалась задолго до этих событий. Был ли у него в тот период времени некий роман, сложно сказать, однако по воспоминаниям А. А. Прозорова, купец долгие годы вел «уединенную жизнь».
Здание по вятским меркам уникально.
До сих пор непонятно, откуда был взят сам образ подобного дома в готическом стиле. Считалось, что дом стилистически близок знаменитому особняку Морозова в Москве.
Еще одним прототипом булычевского здания считается замок Мирамаре, над Адриатическим морем в Триесте.
В любом случае, даже копируя какой-то стиль Чарушин создавал свой собственный проект, а к замкам он, судя, по всему. всегда был неравнодушен. Как я его понимаю)))
В 1907 году он построил особняк промышленника, владельца кожевенно-обувного завода Николая Вахрушева в селе Вознесенском-Вахрушеве недалеко от Вятки.
Купец хотел дом, подчеркивающий свое состояние и положение в обществе. Архитектор был талантлив и способен реализовать самые смелые идеи. Из тандема родился неожиданный для вятский краев замок.
Сегодня в здании расположено управление одной из спец служб, жаль, что Красный замок не стал музеем.
На каждой экскурсии туристов привозят посмотреть фасад одной из главных достопримечательностей города, но внутри увидеть невозможно.
А стоит, судя по фото интерьеров, которыми и поделился кировский портал
Вот такая провинциальная архитектурная история!
А про кикимору мы еще вспомним)))