Игр в последние годы выходит не так много, а заметных и успешных — единицы. Сегодня обсудим три важнейших составляющих успешной игры, покажем примеры и исключения из правил. Уточним, что речь пойдет не о качестве, а именно об успехе проектов: хорошие игры — тема для отдельной большой статьи.
Хорошая идея / концепт
Без хорошей задумки, почти любая новая игра обойдет внимание большинства геймеров стороной. Игры с неинтересным концептом как правило тонут еще на этапе первых демонстраций и иногда даже не добираются до релиза.
Но несмотря на то, что концепт — основа любой игры, из-за плохой задумки проекты проваливаются довольно редко, особенно крупные. Большие разработчики и издатели в целом не любят рисковать, а на этапе утверждения концепта плохие варианты отсеиваются.
Потому, тут довольно сложно найти пример игры, не ставшей успешной именно из-за неудачной идеи в ее основе. Мне на ум приходит разве что 3on3 FreeStyle, который убрал из когда-то популярной командной игры саму командную игру. Если у вас найдутся примеры получше, обязательно делитесь в комментариях.
Гораздо чаще, причиной провала или просто малой популярности становится заезженность концепта. Игровые студии иногда слишком увлекаются своей осторожностью и забывают, что повторяя чей-то успешный концепт, нужно предлагать что-то новое. Вот тут примеров может быть уже гораздо больше: бесчисленные клоны Diablo, десятки одинаковых Battle Royale игр, и многое другое. Можете тоже дополнить в комментариях.
Хорошее исполнение
Без грамотной реализации хорошего концепта тоже далеко не уедешь. Тут можно долго вдаваться в подробности, ведь хорошее исполнение можно понимать по-разному. Но дело в том, что и на проекты это тоже может влиять по разным направлениям.
Где-то успеху помешает именно техническое исполнение. Из последнего, сразу вспоминается Cyberpunk 2077, которому тоже уже лучше, но забыть состояние игры на релизе и его влияние на продажи игры не получится. В техническом плане иногда подводит и графика (вспоминаем знаменитые даунгрейды Ubisoft).
Иногда, на этапе разработки, изначальный концепт меняют на ходу. И это далеко не всегда положительно сказывается на итоговом продукте. Оттуда пропадают обещанные функции и механики, а иногда и вовсе по дороге теряется основа игры.
Последнее чаще всего происходит из-за оптимизации игры под донат: потенциально хорошая игра с продуманными и сбалансированными механиками превращается в утомительную вторую работу. Из своей библиотеки в категорию таких игр могу отнести Bloons Tower Defence Battles, Orcs Must Die! Unchained, Evolve, и Marvel's Avengers (ее у меня в библиотеке нет, но все же). Дополняйте своими примерами комментариях.
Лично мне из таких игр больше всего обидно за Artifact. Игру просто уничтожили неадекватной монетизацией, хотя в основе лежал очень любопытный концепт с действительно уникальным игровым процессом для ККИ.
Грамотный маркетинг
Третья ключевая составляющего успеха любой игры — ее продвижение. Тут тоже бывает несколько ситуаций. Иногда, игра с хорошим концептом и отличным исполнением остается незамеченной из-за низкого бюджета на маркетинг. Уверен, таких примеров у каждого найдется, делитесь в комментариях, откроем для себя хорошие игры. У меня набрался целый список:
- Alina of the Arena.
- The Life and Suffering of Sir Brante.
- Superflight.
- Test Drive Unlimited 2.
- Tribes of Midgard.
- Yes, Your Grace.
У крупных издателей с большими бюджетами на рекламу бывают проблемы совсем другого рода: завышение ожиданий у игроков. Такие истории случаются не так часто, но зато очень громко. Сразу же вспоминается фиаско No Man's Sky с амбициозной рекламной кампанией, которая сделала в целом неплохой игре очень больно на релизе.
Собери их всех
Чтобы стать действительно успешным, почти любой игре необходимо сочетать в себе все три упомянутых фактора. Одной идеей без хорошего исполнения и рекламы сыт не будешь. С хорошим исполнением плохой идеи и без рекламы игра попросту не будет никому нужна. А плохая реализация плохой задумки, но с большим рекламным бюджетом обречена на провал.
Даже сочетать в себе два фактора недостаточно. В каждой секции подобрал примеры именно таких игр. Плохой концепт сложно продать даже при отличном исполнении и щедром маркетинге. Неплохие задумки с рекламой часто тонут из-за неудачной реализации. А отличные игры без рекламы никто просто не замечает.
Исключения
Исключения из этого правила можно описать одним общим фактором: заранее готовой фанбазой. Самым очевидным примером являются сиквелы: им зачастую не нужно иметь уникальную задумку. Даже самые вторичные продолжения популярных игр часто становятся успешными. Иногда, таким играм прощают и не лучшую реализацию, а справиться с маркетингом им в любом случае гораздо проще.
Еще одним примером являются известные франшизы вне видеоигровой индустрии. Игре по Звездным Войнам можно ничего не придумывать: ее купят только из-за Звездных Войн. Тут, правда, стоит оговориться, что провалы в случае игровых адаптаций фильмов случаются очень часто.
Таким же преимуществом могут похвастаться известные студии и отдельные разработчики. Играм Blizzard Entertainment, Rockstar, Bethesda, id Software, Valve и прочих Кодзим успех не гарантирован, но буст они получают весьма серьезный. Как в плане начальных продаж, так и в плане более мягкого отношения к проблемам гейм-дизайна и технического исполнения.
Итог
Резюмируя, можно сказать, что без интересного концепта, хорошего исполнения и грамотного маркетинга, новому IP очень тяжело стать успешным. Спасает только известный бренд за спиной, и то не всегда.
Вспомните игры, которым не хватило одного из этих критериев для успеха и поделитесь ими в комментариях. Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, если понравилась статья.