Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть вопрос, насколько точно соответствуют возможности кормоуборочных комбайнов Ростсельмаш серии F 2000 требованиям агротехнологии заготовки массы для закладки на силос. А требования таковы: заполнение траншеи (ямы) в течение 2-3 дней; качество сбора, резки листостебельной массы и измельчения зерна в соответствии с рекомендациями экспертов;ранее внесение консервантов.
Набить траншею за 2-3 дня
Допустим, у нас есть силосная траншея вместимостью 2 000 т (из рекомендуемых НТП-АПК 1.10.11.001-00 вариантов). Приплюсуем сюда 20 % на усадку, и получим 1 800 т. Именно столько нам нужно «набить» за 2-3 дня. А заготавливать (умозрительно) мы будем кукурузу в фазе восковой спелости зерна кормоуборочным комбайном F 2650 (результаты испытаний для этой машины легко найти в сети Интернет).
Имеем: кукуруза в фазе восковой спелости зерна урожайностью 37,3 т/га, влажностью 67 %, с густотой стеблестоя на гектар 85,7 тыс. шт. При такой влажности рекомендованная длина резки — 10 мм. Производительность RSM F 2650 в таких условиях за час основного времени с доизмельчением зерна составила 140,7 т. Вы спросите, мол, а как же заявленные 200 т?! А заявленные 200, точнее 213 т, получены при длине резки в 20 мм (с доизмельчением). Без доизмельчения зерна производительность наблюдалась и вовсе в 254,1 т/ч.
Но у нас неизбежно будут потери времени на развороты, смену транспорта, перегоны. Вспомним, что механизаторы — это люди, то есть учитываем время на перекусы, перекуры, отдых и прочее. Как показала практика, сменная производительность составила 101,3 т/ч или 1013 тонн за 10 часовую смену. Т.е. комбайн работал 72 % сменного времени. Непродуктивные затраты времени пришлись на: ожидание транспорта – 8,9%, ежесменное техобслуживание – 5,4% и отдых персонала – 8,1%.
⋅⋅Наш итоговый чистый результат — 1013 т силосной массы за день. То есть RSM F 2650 реально может легко «набить» траншею вместимостью 2 000 т (с учетом будущей усадки) менее чем за два дня:
2 000 : 1013 = 1,97 дня.
«А если траншея больше?», — спросите вы. «Вряд ли в таком случае у вас работает один кормоуборочный комбайн», — ответим мы.
Хорошо скосить
С относительно недавнего времени животноводы стали больше уделять внимания не объему корма, а его питательной ценности. И ради этого легко жертвуют самой «невкусной», непитательной частью кукурузного стебля. Современные рекомендации таковы: для максимизации питательности корма устанавливать высоту среза в 350-400 мм. Действительно, в нижней части растений, по сути, содержится одна клетчатка.
Для F 2000 Ростсельмаш предлагает кукурузные жатки сплошного среза с максимальной установочной высотой 610 мм — более чем достаточно для выполнения рекомендаций.
Качественно измельчить
Под качественным измельчением подразумевается резка листостебельной массы без замятий, равномерность измельчения (не менее 75 % частиц в объеме должны иметь заданные размеры), не менее 99 % зерен восковой спелости должны быть разрушены.
Все кормоуборочные комбайны серии F 2000 таким требованиям удовлетворяют. По результатам тех же испытаний F 2650 76 % измельченных частиц имели размер 10 мм, а средневзвешенный размер их составил 10,1 мм. При этом было разрушено 100 % зерна и столько же — расщеплено стеблей.
Внести консерванты
Согласитесь, что на заготовку силоса или сенажа с внесением консервантов постепенно переходят даже те хозяйства, которые прежде работали без них. Соответственно, и на внесение консервантов прямо в поле тоже охотно переходят предприятия, которые ранее вносили препараты непосредственно во время закладки в траншею (яму). А еще многие хозяйства используют различные типы консервантов — и «химию», и «биологию» — в зависимости от того, что заготавливают.
Кормоуборочные комбайны F 2000 комплектуются универсальными системами внесения консервантов, которые включают емкость в 30 л для концентратов (с расходом 0,8…6 л/ч) и емкость в 390 л для разбавленных препаратов (с расходом 10…420 л/ч).
И погрузить в транспорт
Дальность «броска» ускорителя комбайнов F 2000 составляет не менее 22 м, на практике — более 28 м. А «мощность» такова, что плотность заполнения кузова транспортного средства получается примерно на 10 % выше «среднеотраслевой». Хорошее подспорье, учитывая, что при заготовке сочных кормов одной из острейших проблем зачастую является не столько производительность кормоуборочных машин, сколько дефицит транспорта для вывоза массы.