Найти тему

О чем говорит стыд

Знаете, раньше, я очень стыдилась, что чего-то могу не знать
На уроках я боялась до дрожи спрашивать у учителя лишний раз, потому, что все в классе вроде как поняли, а я не поняла

Я боялась признаваться в том, что не читала книгу «Война и Мир»
Признаваться, что не знала, что такое ишак и сопки
Мне было стыдно оказываться в компаниях, где люди обсуждают историю, потому что мои знания истории почти нулевые

Про что вообще стыд? И чем он отличается от чувства вины

Стыд- про себя, ощущение, что: «я какой то не такой»
Возникает тогда, когда человек хочет установить связь с другим, но сталкивается с непринятием и отвержением.
(Являюсь каким то не таким, каким принято, нужно, одобряемо, каким хочет видеть значимый человек)

Вина- осознание неправильности своего поведения/поступка, которое было сделано для другого и может принести плохие последствия. Человек стремится поскорее исправить последствия своего выбора.
(Сделал выбор в пользу погулять с Машей, а не с Катей, и перед Катей винюсь, потому что обещал Кате, но выбрал Машу. Осознаю, хочу исправить, потому что знаю, Катя пострадала)

Сегодня остановлюсь на чувстве стыда
Ноги этого чувства растут из детства. Родитель отвергал, был холодным, когда ребёнок много радовался, смеялся, плакал, вообщем, не принимал ЕСТЕСТВЕННЫЕ проявления ребёнка, через которые ребёнок хотел связаться с родителем

Ребёнок ожидал, что родитель будет принимающим и тёплым, но получает холодность и игнорирование
(Ругали в детстве девочку за слёзы. Девочка перестаёт плакать при родителях, потому что хочет быть принятой, становится «удобной», чтобы получить то самое тепло. Позже приходит в терапию и не может плакать, потому что будет слабой, потому что нельзя, и ещё много «потому что», но главное здесь - стыдно плакать, «я какая то буду неправильная, если буду плакать») - боязнь того, что ее плачущую терапевт не примет

Или это мог быть учитель, который ругал ребёнка за то, что он дубина без мозгов и спрашивает слишком много
(Ребёнок замолкает. Становится удобным, чтобы быть принятым. Приходит в терапию уже взрослым и боится переспросить, потому что стыдно, «я буду неправильным, если спрошу дважды») - боязнь того, что терапевт не примет, как когда то не принял и отверг учитель

Первичный опыт со значимым взрослым закрепляет стыд за определённые естественные проявления

Как помогает здесь терапия?
Работа в терапии с внутренней фигурой значимого взрослого, которая тихо пищит или громко ругает человека, что он не соответствует ожиданиям, что он какой-то не такой, должен быть другим
Восстановление собственной идентичности, что позволит быть собой
и принимать себя