Найти тему
Работа. Карьера. Призвание

Ребёнок не поступил в ВУЗ. Что делать?

Совсем скоро в приёмной кампании российских вузов наступит кульминация - станет понятно, кто прошёл на бюджет, а кто - нет. И начнутся страдания у не поступивших, а их родители будут лихорадочно брать кредиты на платное обучение и осыпать детей упрёками, что надо было меньше шалберничать и лучше сдавать ЕГЭ.

Подождите, дорогие папы и мамы, с тяжёлой артиллерией! А, может, провал поступления – не случайность, и вашему ребёнку и не надо туда, т.к. специальность выбрана неверно, или в его будущей работе вообще можно обойтись без высшего образования? Откуда у нас это слепое поклонение диплому?

Свежие примеры

1. Однокурсница моей дочери, проучившись 5,5 лет и получив диплом клинического психолога, работает иллюстратором на студии мультфильмов. Она хорошо рисует и увлекается аниме, поэтому её взяли без специального образования. И всё бы ничего, но зачем она пошла на клиническую психологию?

2. Сын моей подруги учился в техническом вузе на инженерной специальности, но бросил его. Сейчас работает программистом, успешен и востребован, в этом году работодатель релоцировал его в одну из европейских стран. Отсутствие диплома никак не помешало ему стать высококлассным айтишником, потому что он этим живёт.

3. А у других знакомых сын в прошлом году слабо сдал ЕГЭ, поэтому на бюджет на IT-специальность не прошёл. В этом пересдавал, и снова баллов оказалось немного. Денег на платное обучение у семьи нет, и родителям бы задуматься, стоит ли продолжать стучаться в закрытую дверь. Но нет, они спят и видят сына дипломированным программистом, поэтому собираются брать кредит на его образование. Парень же при этом совсем не технарь, и лично у меня большие сомнения, потянет ли он учёбу на самом сложном направлении, и получится ли из него айтишник. Не его это выбор, а расхлёбывать придётся ему.

Я, как карьерный консультант, вижу, чем это впоследствии нередко заканчивается. Ко мне на консультации приходят разработчики со стажем, которые вымотаны до предела, потому что им нужно гораздо больше времени и усилий, чтобы сделать то, что их коллеги делают на раз-два. Конечно, выгоришь тут и захочешь сменить профессию во взрослом возрасте, ведь энергии с годами не становится больше, и насилие над собой обходится всё дороже. Как бы уже объяснить современным родителям, что для работы в ИТ мало желания быть крутым и хорошо зарабатывать, нужны способности, и неслабые.

Есть профессии, где без высшего образования – никак. Врачу, инженеру, юристу, психотерапевту, финансисту, научному работнику не обойтись без фундаментальных знаний, которые даёт вуз. Но зачем оно, скажите мне, бухгалтеру, менеджеру по продажам или закупкам, риэлтору, кондитеру, графическому дизайнеру и прочим представителям творческих профессий? А в том же ИТ, как и в интернет-маркетинге, всё настолько быстро меняется, что пока студенты учатся, их знания сильно устаревают. В этих прикладных направлениях важнее практика и постоянное повышение квалификации, с чем гораздо лучше справляется дополнительное образование.

И потом, сколько людей у нас работают по специальности, полученной в вузе? 40%, как показало исследование, проведённое порталом SuperJob.

Ну, и зачем тогда тратить 4-5 лет жизни на обучение в вузе? А чтобы было. И чтобы не хуже, чем у других, а то как людям в глаза-то смотреть?;) Когда-то родители пугали детей, что, если те будут плохо учиться, пойдут в ПТУ или вовсе двор мести. Да и карьеру в советские годы нельзя было сделать без диплома. Похоже, всё это так прочно встроилось в нашу генетическую память, что мы до сих пор панически боимся приговора «нет высшего образования».

Работодатели тоже подсыпают песочку в ботинки, выдвигая его обязательным требованием на все вакансии, кроме разве что сторожа. Хотя сами при этом говорят, что вузы не дают знаний для реальной работы. Тогда к чему этот пунктик? А я вам скажу: для работодателей наличие высшего образования – это не столько показатель квалификации специалиста, сколько своеобразный гарант того, что человек может долго и усердно корпеть над какой-то задачей, ведь 4 года в вузе он как-то выдержал;) Ну, и надежда на то, что общий уровень развития, кругозор у него будет получше.

С одной стороны, да, вузовское образование закладывает некую базу, системность, формирует привычку учиться. С другой, времена изменились. Это раньше развивать свой ум можно было только во время обучения в вузе. Но сейчас, в эпоху интернета, любой информации – хоть ложкой ешь. Когда есть интерес к какому-то делу, человек будет жадно впитывать все сведения о нём. А если нет, и в универ его загнали родители, всё будет отскакивать от него. Мотивация – великая вещь, но её нельзя вложить извне. Она вызревает изнутри и сдувается от всякого давления.

По статистике, 20% российских студентов не доходят до защиты диплома – их отчисляют за неуспеваемость или они сами бросают учёбу.

Примеров успешных людей, увлечённых своим делом и не закончивших вуз – масса. Джон Рокфеллер, Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Стив Джобс, Джек Дорси, Ян Кум, Ларри Эллисон, Ингвар Кампрад. Нашим бизнесменам Олегу Тинькову, Андрею Клямко, Валерию Когану, Зараху Илиеву отсутствие диплома тоже не помешало стать миллиардерами и войти в список Forbes.

Так что, дорогие родители, не шпыняйте своих детей, а смотрите на мир шире и учитесь понимать намёки Вселенной. Нравится ребёнку какая-то профессия, рвётся он к знаниям – пусть поступает через год, если в этот раз не повезло, потому что растерялся и не смог оценить свои шансы быть зачисленным в конкретный вуз. Или потому что много бюджетных мест было отдано гражданам Украины.

А если особой тяги к учёбе и конкретной специальности у него нет (её выбор – больше ваше решение), на бюджет он не проходит, а коммерцию вы не тянете, задумайтесь, а не бегите за кредитом. Пусть ваш несостоявшийся студент годик-другой поработает, в идеале – в интересной ему сфере, чтобы понять, его это или нет. И параллельно займётся самообразованием, погрузится в предмет поглубже. Если же его пока ничего не привлекает – пусть устроится на работу хоть куда-то. Это тоже полезный опыт – на Западе молодёжь именно так чаще всего и приходит к осознанному выбору профессии.

Психологи считают, что для большинства людей возрастом осознанной профориентации являются 20 лет.

После провала с поступлением не давите на своё чадо, подводя его к нужным ВАМ решениям. Лучше в доверительной обстановке по-доброму спросите его, кем он видит себя в будущем. Не исключено, что вы услышите то, что совсем не ожидали. К примеру, что он хочет быть блогером или открыть своё кафе. Стоп! Не бросайтесь осуждать и отговаривать своего ребёнка, а подумайте вместе с ним, какие знания и навыки потребуются ему для будущей работы, и где их можно приобрести. Обязательно ли для этого получать высшее образование? Если вам не хватает собственных знаний это понять, соберите информацию или обратитесь к карьерному консультанту, независимому профориентологу.

Какой бы безумной не казалась вам идея будущей профессии вашего ребёнка, дайте ему право самому решать, чем он будет заниматься. Мы, родители, чаще всего мыслим стереотипами и опираемся на прошлое. Но нашим-то детям жить в будущем! Поэтому они гораздо лучше нас чувствуют зарождающиеся тренды и своё призвание, если мы не отбили у них способность слышать самих себя. Наша задача - больше доверять им, не гасить их порывы и помогать встать на ИХ путь.

А когда мы за них решаем, кем им быть, да ещё и платим за это обучение, нашему возмущению нет предела, если отпрыск обманул наши ожидания и бросил вуз. Или занялся чем-то другим. Мы три шкуры готовы с него содрать! А чего, собственно, возмущаться-то? Всё вполне логично.

И последнее. Вангую, что значение высшего образования с каждым годом будет проседать, потому что:

  • скорость изменений в мире такова, что программы вузов всё больше отстают от них
  • у будущих поколений не будет, как у нас, одной профессии на всю жизнь. Их карьерные траектории будут кардинально меняться до 5-6 раз за всю их профессиональную биографию, поэтому более актуальным станет среднесрочное, а не долгосрочное образование
  • обществу не нужно будет столько офисных работников, как было раньше. Будущее – за теми, кто умеет что-то создавать, работать руками, а для этого далеко не всегда нужно высшее образование
  • привычный найм уходит в прошлое, наши дети внуки в большинстве своём будут работать на себя, поэтому важность академических знаний будет ветшать. Гораздо нужнее им будут предпринимательские навыки, которые в вузах точно не получишь.

Галина Бобкова, карьерный консультант, профориентолог, коуч по самореализации www.ccgb.ru

Соцсети и каналы:

P.S. эта статья была опубликована 2 августа 2022 года, а 17 августа на портале Экзекьютив вышел материал, в котором говорится о нарастающей общемировой тенденции принимать на работу людей (за исключением тех должностей, о которых писала и я) без высшего образования и опыта работы. Вот ссылка на эту статью.