Найти в Дзене

Навыки пришли на смену знанию?

Photo by Windows on Unsplash
Photo by Windows on Unsplash

Пока я веду борьбу с нежеланием детей учится, моя знакомая сдалась. И устроилась в онлайн школу для взрослых вести курс “Математика для программистов”. Я обзавидововалась. Если взрослые люди пошли учиться и денег заплатили, значит у них высокая мотивация. Никаких вопросов типа: “Как мне это пригодится?”

Я сильно просчиталась, недооценив влияние школы на формирование паттернов обучения. Группа, состоящая из взрослых людей (от 20 до 50 лет), воспроизводит школьный класс. Есть отличники, которые выполняют домашние задания, отвечают на вопросы во время семинаров, решают дополнительные задачи. Есть “середнячки”. Делают достаточный минимум. А есть “двоечники”, утверждающие, что математика не пригодится.

Не исключаю, что они взвесили факты и пришли к выводу, что математика программистам не нужна. Правда тогда непонятно, зачем столько математики преподают в технических вузах. Возможно, дань традиции.

Тем не менее предположим, что люди, составлявшие учебные программы, видели в этом смысл. Для них было очевидна необходимость глубоких знаний по математике для будущих программистов.

Базовые знания дают глубину. Думаю сложно стать специалистом без понимания основ. Преподавателем без знания психологии и механизмов работы мозга, доктором без биологии и химии, программистом без математики и т.д.

Но можно освоить навык. Например, любой человек умеющий умножать в столбик может научить другого. Показав алгоритм действий. Но не каждый в состоянии ответить на вопрос: “Почему алгоритм именно такой?”. А от понимания ответа на этот вопрос зависит способность применять знания в других ситуациях. То есть человек сможет не просто умножить два числа в столбик, но и придумать более простой способ умножения в уме. Или ответить на вопрос о последней цифре произведения.

Изучение основ требует времени и усилий. К сожалению, сейчас оно уходит на второй план. Людям стало важнее обучится какому-то навыку и применять на практике, чем постигать основы. Выигрывает самый быстрый. Пока один изучает линейную алгебру, другой уже устроился на работу программистом.

Мне от этого немного грустно. Теряется объём. Раньше разговор со специалистом был откровением. Человек показывал огромный мир, который хранится в его голове. Со сложными связями и взаимодействиями. Сейчас всё стало плоским, линейным.

Или я опять драматизирую?