Мадам Тюссо родилась и провела своё детство как Мария Гросхольц. Она росла без отца: он погиб ещё до её рождения на войне. Мать девочки, Анна, очень горевала, утратив мужа, но решила налаживать жизнь – девочке нужен был отец. На эту роль Анна выбрала Филиппа Кюртюса, своего хозяина у которого она трудилась домработницей.
Избранник был младше Анны на много лет и увлекался невиданным в те времена делом – анатомией. Девочка отчима очень полюбила, как и он её и вскоре семья переехала в Париж. Кюртюс открыл лавку, где изготавливал на заказ восковые бюсты.
Маленький мастер
Дочь Анны практически всё своё время проводила в лавке отчима, где понемногу перенимала искусство. Мать не препятствовала, и к годам своей юности девушка не имела практически никакого образования, зато освоила лепку из воска.
Одной из первых серьёзных работ Марии стал бюст Вольтера, который 17-летняя мастерица лепила с натуры. Великий Вольтер согласился позировать. Творение получилось очень реалистичным и принесло всенародную славу лавке Кюртюса. Но, не сразу, а когда через несколько месяцев Вольтер скоропостижно скончался. После смерти великого мыслителя Филипп придумал нарядить бюст в камзол и выставить на витрине лавки. Народ шёл вереницей, чтобы посмотреть на единственное пожизненное изображение великого мыслителя.
Бизнес стал идти успешнее. Мария полностью взяла на себя обязанности по ведению бюджета, искала хороших покупателей и выгодные условия, занималась выставочными образцами. В тот момент Филипп окончательно понял, что именно эта девочка станет его преемницей, и никакой наследник не нужен.
Великая слава
Слава о лавке Филиппа и его падчерицы докатилась до Версаля. На свадьбу Людовика XVI и Марии-Антуанетты мастер изготовил фигуры новобрачных в полный рост, чем очень удивил короля. Тот пожелал видеть Марию в своём дворце и предложил девушке стать учительницей для его младших сестёр.
Преподавать художественного образование Марии нравилось. Это было куда спокойнее, чем работа в лавке. Ей отныне не нужно было экономить, вести переговоры с палачами, добывая волосы с голов казнённых, искать дешевый воск… Но, счастье длилось не долго.
Когда началась Великая французская революция, в Париже царил настоящий хаос. В водовороте этого хаоса оказалась и Мария, которую арестовали вместе со всей королевской семьей. Ей грозила смертная казнь за роялизм… Но судьба распорядилась иначе: революционеры дали ей последний шанс, и она им воспользовалась. За свою свободу девушка должна была «заплатить» и вылепить посмертные слепки с голов казнённых Марии-Антуанетты и Людовика XVI.
Выбор был сложным, но своя жизнь была девушке дороже. Она согласилась сотрудничать с революционерами, хотя до конца дней ненавидела себя за это:
«Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива!»
Марии разрешили вернуться домой. В лавке Филиппа было пусто: он скрывался от революционеров. Заняв рабочее место, девушка принялась творить. Она создавала из воска ту кровавую историю Франции. День ото дня слетали головы с голов политиков и государственных деятелей, день ото дня не убавлялось работы в Марии, которая тщательно вылепливала посмертные слепки голов, шила камзолы и оформляла выставку великих персон.
Слепок с головы Жан поля-Марата Мария лепила, когда он окровавленный лежал в ванной. В этот же момент полиция допрашивала человека, который совершил это преступление – Шарлоту Корде. Мастерица старалась запомнить и черты лица Шарлотты Корде, чтобы потом сделать её слепок. Так родилась идея создать событийную выставку, чтобы фигуры не просто стояли, а были объединены сюжетом. Так начал зарождаться музей, принесший Тюссо великую славу.
Мария становится Тюссо
Когда отчим ушёл из жизни, Мария унаследовала его лавку и продолжила заниматься любимым делом. О замужестве она задумалась, лишь когда ей было уже за 30. Франсуа Тюссо был инженером и картёжником. Семейная жизнь не складывалась: несмотря на то, что Мария родила двоих сыновей, супруг и не думал обеспечивать семью. Мария приносила деньги в дом, зарабатывая свои искусством, а муж их проигрывал.
Терпению мадам Тюссо однажды пришёл конец: она собрала вещи и уехала. Одинокая, смелая и невероятно талантливая женщина отправилась в Великобританию. Для жителей монархии её приезд был долгожданным, однако поездка закончилась трагично: корабль с экспонатами, следовавший в Исландию – затонул. Большинство фигур спасти не удалось…
После происшествия женщина не отчаялась: она восстановила фигуры по муляжам. Окончательно переехав в Лондон, мадам Тюссо основала музей, который сделал её знаменитой.
Коллекция мадам Тюссо
Новыми персонажами мастера становились известные люди, политики, их дети. Она делала восковые копии знаменитых преступников. Со временем искусство восковой лепки переняли сыновья Тюссо – Жозеф и Франсуа.
Она умерла в 1850 году в возрасте 89 лет, когда в стране едва начали появляться зачатки массовой фотографии.
Автор — Ирина Черникова.
Задать вопрос психологу можно тут: https://vk.com/topic-13238030_49058217
Вступайте в наш клуб духовного роста и психологической поддержки женщин ВК: https://vk.com/colady?from=quick_search&w=wall-13238030_35081
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: https://t.me/coladyclub
Печатная версия журнала Colady (июнь 2022): https://www.colady.ru/wp-content/uploads/2022/06/colady___preview-2.pdf