Найти в Дзене

Поздний МАРЗ-42191 – последний мичуринский автобус

Всем привет!

В 90х и 2000х гг. наряду с немецким транспортом пассажирские перевозки во многих городах нашей страны поддерживали мичуринские автобусы средней и большой вместимости. Последним из них стал поздний МАРЗ-42191, о котором я сегодня и расскажу.

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Хотя наш герой и носил тот же численный индекс, что и его предшественник, он очень отличался от раннего МАРЗ-42191, о котором я писал здесь. Автобус внешне был унифицирован с МАРЗ-5277: светотехника и двери остались неизменными, а кузов был по сути просто укорочен. Зато сзади располагался немного адаптированный под автобус средней вместимости мотор ярославского производства, схожий по конструкции с тем, что стоял на модели 5277, и развивавший 169 л. с. при объеме 11,15 л.

Поздний МАРЗ-42191 сзади. Источник фото: fotobus.msk.ru
Поздний МАРЗ-42191 сзади. Источник фото: fotobus.msk.ru

Салон тоже был унифицирован с тем, что был у собрата большой вместимости: тот же специфический стиль с красными поручнями и 27 сидячими местами. Перед средней дверью была единственная накопительная площадка, а всего в салоне могло ехать 88 пассажиров.

Поздний МАРЗ-42191 появился в 2003 г. и стал постепенно распространяться по многим городам нашей страны, вытесняя своего предшественника. Но кроме городских, существовали также пригородные автобусы, носившие дополнительное обозначение 01:

МАРЗ-42191-01. Источник фото: fotobus.msk.ru
МАРЗ-42191-01. Источник фото: fotobus.msk.ru

Стандартные же городские автобусы в 2000х гг. занимали важную позицию на маршрутных перевозках. Они продолжали работать после 2011 г., когда Мичуринский завод перестал существовать. Даже в центральных регионах страны не смогли обойтись без них:

МАРЗ-42191 в Калужской области. Источник фото: fotobus.msk.ru
МАРЗ-42191 в Калужской области. Источник фото: fotobus.msk.ru

Но одним из основных городов, где эксплуатировались поздние средние мичуринские автобусы, стал Красноярск: до 2018 г. они беспрерывно обслуживали один и тот же маршрут №1.

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Я сам очень любил эти автобусы, и очень часто передвигался на них и домой из школы, и в магазин за канцелярией на очередной учебный год, и в центр города. Тогда я и подумать не мог, что в 2018 г. маршрут №1 упразднят, и очень расстроился, когда этот маршрут, а с ним и мичуринские автобусы, исчезли. Однако один МАРЗ-42191 еще какое-то время работал на маршруте №43:

Источник фото: ttransport.ru
Источник фото: ttransport.ru

К 2020 г. и этот автобус был списан. Но очень скоро ему повезло: его было решено сохранить для музея ретро-транспорта в Красноярске, так что год назад я встретился с этим автобусом вновь:

Неизвестно, как обстоят дела в других городах, и от этого становится одновременно и грустно за то, что эпоха мичуринских автобусов, которые стали для поколения 2000х «автобусом детства», прошла, и радостно за то, что хотя бы один такой автобус сохранили в музее, ведь Мичуринский завод давно уже обанкротился и закрылся, и таких автобусов в нашей стране больше не будет.

Бывали ли такие автобусы в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!