Зачастую представление из учебников (да и не только) об истории России между Петром Великим и Екатериной Великой сводится к тому, что время было скучное, какие-то бездари и ноунеймы страдали не пойми чем, разве что между великими монархами норм поправила дочка Петра - Елизавета.
Начнём с императора нашего Петра Алексеевича. Пётр был не Пётр, если бы не реформировал систему престолонаследия. В результате с 1722 года наследником мог быть кто угодно, лишь бы его назначил монарх. Однако 28 января 1725 года Пётр Великий умирает, успев написать в завещании только "передайте все..." Наследника нет.
Основных претендентов двое:
1) жена Петра - Екатерина, скорее всего, ей бы Пётр передал престол, но появились у императора подозрения, что супруга ему изменяет с Виллимом Монсом (иронично, что сестра Виллима Анна была фавориткой Петра до Екатерины). Для Екатерины подозрения кончились тем, что Пётр перестал с ней разговаривать, Монса же казнили за взятки, а голову Виллима Пётр по легенде преподнёс Екатерине.
Против Екатерины играло её происхождение, родилась она неизвестно когда, где-то на территории шведской Прибалтики (в нынешней Эстонии или Латвии), происхождение её будет ещё долго предметом для споров. Нам же важно, что она совсем не аристократка, попавшая в Россию из-за того, что часть шведского гарнизона Мариенбурга в 1702 решила при сдаче крепости Б.П. Шереметеву на "аккорд" нарушить условия договора (не самое умное решение от проигравшей стороны), в результате гарнизон и жители, включая Марту Крузе (в девичестве Скавронскую), попали в плен. Тактично скажем, что в начале покровителем Марты был Б.П Шереметев, потом А.Д. Меншиков, а затем Пётр. Потом Марту крестили, она стала Екатериной Алексеевной, в 1712 Екатерина стала официально женой Петра I (заметим, обе их дочки родились до брака), а в 1724 Екатерину короновали.
В общем, с учётом коронации (до этого супругу короновал лишь Лжедмитрий) можно говорить о косвенном доказательстве желания Петра передать престол жене, при этом, как самостоятельная фигура, Екатерина не выступала.
2) Пётр Алексеевич - внук Петра I, сын царевича Алексея. Петру Алексеевичу было 9 лет на момент смерти великого деда, самостоятельно править, понятное дело, он не мог. Зато как единственный наследник - мужчина да ещё и по прямой линии имел достаточно прав на трон.
Собственно, вокруг этих претендентов и развернулась основная борьба.
За Екатерину были те, кто возвысился, в первую очередь, благодаря Петру I. Естественно, А.Д. Меншиков был в этом лагере, а также были глава Тайной канцелярии П.А. Толстой (в своё время именно он убедил царевича Алексея вернуться, а потом участвовал в следствии и суде над Алексеем), дипломат А.И. Остерман. Были на стороне Екатерины Ф.М. Апраксин (глава Адмиралтейств-коллегии), П.И. Ягужинский (генерал-прокурор) И.И. Бутурлин (фактический командир Преображенского полка). В общем, люди, которые в случае поражения, скорее всего, будут на третьестепенных должностях/в отставке/в ссылке в случае проигрыша. Да и Екатерина могла попасть в монастырь.
За Петра Алексеевича была "старая знать", родовитые князья и бывшие бояре, обычно их рисуют как тех, кто хотел отменить все реформы, свалить из Петербурга куда-нибудь подальше, назад отрастить бороды и одеваться как бояре из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", но это не так. До Петра I "старая знать" не особо отличались от представителей аристократии других государств Восточной Европы, да и после Петра хотели не отменять реформы, а откорректировать курс. Уровень тех же недоимок по налогам намекал, что с экономикой что-то не то и надо уменьшить нагрузку на население (это понимали и сторонники Екатерины).
Собственно, состав "сборной" Петра Алексеевича: А.И. Репнин (глава Военной коллегии), Д.М. Голицын (глава Камер-коллегии, финансовые вопросы), П.М. Апраксин (глава Юстиц-коллегии и брат Ф.М. Апраксина, Википедия пишет, что он был за Екатерину, но мы больше верим С.М. Соловьеву), князья Долгоруковы.
Как видно, в обоих лагерях было много уважаемых и влиятельных людей, сподвижников Петра I.
Ночь на 28 января 1725 года, Пётр Великий живёт последние часы, а сенаторы, члены Синода, военные и сановники совещаются о том, кто будет его преемником.
Партия Петра Алексеевича предлагает "компромисс": править будет Пётр Алексеевич, но поскольку он малолетний, править до совершеннолетия от его имени будут Екатерина совместно с Сенатом. Партия Екатерины распознаёт ловушку: возраст совершеннолетия монарха не установлен, значит, сразу после воцарения Петра II могут объявить совершеннолетним со всеми вытекающими последствиями.
П.А. Толстой утверждает, что нужен именно совершеннолетний монарх, который продолжит дело Петра Великого. Гвардейским офицерам речь нравится, они за Екатерину. Кто лучше продолжит дело Петра чем та, кто была 20 лет с Петром I, а в Прутский отправилась вместе с мужем и армией на 7 месяце беременности?
Партия Петра Алексеевича не обращает внимание на гвардейцев - позвали их ну и ладно, глава Военной коллегии, генерал-фельдмаршал А.И. Репнин за Петра II.
И тут раздался барабанный бой, к дворцу прибыла гвардия (Преображенский и Семёновский полки).
А.И. Репнин спрашивает: "Кто осмелился привести их сюда без моего ведома? Разве я не фельдмаршал?"
В ответ от И.И. Бутурлина глава Военной коллегии слышит: "Я велел прийти им сюда по воле императрицы, которой всякий подданный должен повиноваться, не исключая и тебя".
Как оказалось, любая позиция, усиленная штыками гвардии, становится весомее.
В манифесте о восшествии на престол Екатерине I переход правления к женщине объяснялся её коронацией ещё при Петре Великом.
Так началась эпоха дворцовых переворотов.
#История #XVIIIвек #ИсторияРоссии #РоссийскаяИмперия #Дворцовыеперевороты #Эпохадворцовыхпереворотов #Россия #ПетрВеликий #переворот #интриги