Найти в Дзене

Правда ли, что власти могут снести ваш дом без разрешения, если им это нужно?

Всё чаще в публичном пространстве социальных сетей (подменяющих уничтоженные независимые СМИ) всплывают истории, когда власти города, региона или федерации под предлогом того, что «им надо», сносят чужое жильё и строят всё, что им заблагорассудится. К примеру, не так давно выяснилось, что в Казани под застройку жилого комплекса Аметьево снесут десятки жилых домов. При этом формально всё правильно, никто не может просто так взять и снести чужой частный жилой дом. Другое дело – отобрать землю и построить на ней дорогу, а всё, что стоит на конфискованной земле – уничтожить. О том, как это работает и можно ли спасти своё добро – в нашем сегодняшнем материале. Первые проекты застройки квартала появились ещё 10 лет назад, но местные жители были не в курсе вплоть до 2021 года. Эти планы включают в себя постройку 300 тысяч «квадратов» из расчёта на 14 тысяч жителей. Дополнительно к этому должны были построить дюжину детских садов и школу. Разумеется, местные жители против. Первая очередь стро
Оглавление

Всё чаще в публичном пространстве социальных сетей (подменяющих уничтоженные независимые СМИ) всплывают истории, когда власти города, региона или федерации под предлогом того, что «им надо», сносят чужое жильё и строят всё, что им заблагорассудится.

К примеру, не так давно выяснилось, что в Казани под застройку жилого комплекса Аметьево снесут десятки жилых домов. При этом формально всё правильно, никто не может просто так взять и снести чужой частный жилой дом. Другое дело – отобрать землю и построить на ней дорогу, а всё, что стоит на конфискованной земле – уничтожить.

О том, как это работает и можно ли спасти своё добро – в нашем сегодняшнем материале.

Что случилось?

Первые проекты застройки квартала появились ещё 10 лет назад, но местные жители были не в курсе вплоть до 2021 года. Эти планы включают в себя постройку 300 тысяч «квадратов» из расчёта на 14 тысяч жителей. Дополнительно к этому должны были построить дюжину детских садов и школу.

Разумеется, местные жители против.

  1. Во-первых, возрастёт нагрузка на районные коммуникации.
  2. Во-вторых, местные активисты подсчитали, что в этом случае будет снесено две сотни жилых домов, а имеющиеся поселковые дороги станут «магистралью», по которой будут шастать сотни автомобилистов.

Первая очередь строительства завершится к 2025 году, а весь проект целиком – к 2050.

Раньше такое уже случалось. К примеру, в том же Татарстане в 2016 году люди из деревни Салмачи получили уведомление от местного «Газпрома». Выяснилось, что застройка находится слишком близко к газовой магистрали. В итоге люди, получившие предписание снести своё жильё за свой счёт, отделались штрафами за неисполнение предписания суда.

Такие же истории случались с дачниками в Перми, Пензе и Сургуте. Люди там уже 5–7 лет судятся с застройщиками, газовщиками и властями, пытаясь получить компенсацию за снесённое жильё.

Могут ли снести ваш дом?

По закону нельзя просто так взять и забрать у человека дом, чтобы построить на его месте другой. Городские власти сами по себе не могут заниматься жилой застройкой, поэтому выкупом земли будут заниматься застройщики. Но, как в анекдоте про Василия Ивановича и Петьку, есть нюанс.

Обычно власти занимаются подготовкой инвестиционных проектов и передёргивают. К примеру, можно провести трассировку дорог так, чтобы они прошли по максимальному количеству участков. Или позволить девелоперам выкупить часть земли и изменить её уровень – так, что не согласившихся продавать свои фамильные имения попросту затопит весной.

Определяется это всё Земельным кодексом. Перечень оснований закрытый: автомобильные дороги, объекты для космоса, газовые сети, элементы сетей теплоснабжения, электроснабжения, связи и массовых коммуникаций.

Как спастись от враждебных действий государства?

Обычно трудности возникают потому, что люди не в курсе того, что их земля стала предметом интереса девелоперов. Для этого нужно следить за межеванием и кадастрами, ходить на публичные слушания и обсуждения, изучать районные газеты и официальные сайты и не давать спуску органам местного самоуправления и законодательной власти. А чуть что не так – бить в колокола, тревожить соседей, журналистов, блогеров, не забывать написывать в профильные органы власти, ответственные за генпланы и прочие землемерные и землепользовательские вопросы.

Правда, написать жалобу и бросить всё это дело не выйдет: чиновники с большим удовольствием спустят всё на тормозах, а если дело в патриархальном регионе, вы ещё и виноватым окажитесь. Важно вовремя включиться в процесс обсуждения и планирования, пока не размечены красные линии, пока их не сдвинули.

Красная линия – это границы участков, на которых проложены коммуникации. Повлиять на их расположение в градостроительной документации можно при условии, если жителям дадут такое право и позволят принять участие в дискуссии. Чаще всего раньше такое право давали, но последние годы в некоторых регионах общественные слушания проводят в Интернете — либо нагоняют в зал кучу сотрудников коммунальных структур, голосующих так, как им велено. Либо не проводят в принципе никаких слушаний.

По закону, порядок изъятия пустого и застроенного участка ничем не отличается. Единственное – если есть дом, по закону должна быть проведена рыночная оценка, учтены все убытки, включая обязательства перед банками и арендаторами, расходы на поиск нового жилья, стоимость переезда. Если ты согласен получить возмещение – можешь ещё 6 месяцев после получения компенсации жить в доме на переставшем быть твоём участке.

После принятия решения об изъятии земли принявший решение орган публикует его на своём сайте в течение десяти дней, размещает информацию в СМИ, а также рассылает копии по регистратору, собственнику и заявителю, подавшему требование об изъятии.

Изъять могут по соглашению либо по решению суда. На первый путь закон отводит 90 дней. Очень часто собственники не согласны с размером возмещения — в этом случае нужно предъявить документ, который подтвердит: земля стоит больше.

Принудительное отчуждение возможно по судебному решению, если правообладатель не согласен с решением соответствующего органа. Решать будет суд, причём он может поддержать истца, ответчика или не согласиться с обоими и самостоятельно определить, как и на каких условиях «отжимать» чужую землю.

Как оценивается земля? Какие компенсации можно получить?

Размер определяется в соответствии с федеральным законодательством. Оценивают ее за два месяца до того, как направляют собственнику проект соглашения об изъятии.

Сумму компенсации определяют, опираясь на несколько факторов: тут и стоимость на рынке, и убытки вследствие изъятия. Стоимость экспертизы до суда берёт на себя власть – кто изымает, тот и платит. Но если вы не согласны, вы можете самостоятельно обратиться к оценщикам «на свои» и подать заявление в суд.

Отчёт о стоимости собственности может быть признан несправедливым доказательством. Тогда суд назначит другую, собственную экспертизу, что позволит выяснить подлинную стоимость земли. Делается это путём сравнения – находят участок с аналогичными объектами и по их стоимости определяют сумму компенсации. Правда, стоимость земли может отличаться на порядок.

Как должны проводиться общественные слушания?

По правилам, процедура публичных слушаний проводится так.

  1. Власти должны оповестить о проведении мероприятия заблаговременно, используя различные способы – от обзвона или рассылки сообщений до публикации в местных органах средств массовой информации.
  2. Чтобы принять участие в слушаниях, человек должен воспользоваться аккаунтом на «Госуслугах» (он должен быть верифицирован) и обратиться с жалобой в соответствующий орган власти.

Обычно власти подыгрывают одной из сторон, но на деле готовят почву для последующей застройки. Оно и понятно: помимо налогов, девелоперы щедро раздают обещания и, увы, взятки.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Как жилось детям самых знаменитых диктаторов современности

Современное рабство: где в мире еще продают людей?

Кто окажется в плюсе, а кто проиграет, если Россию признают банкротом?