Девчонки шагнули в пугающую неизвестность. Так началась у них новая жизнь - городская. Вокзал остался позади. Создалось ощущение, что они попали в другой мир через некое переходное пространство между прошлым и будущим, своеобразное чистилище перед новым жизненным этапом.
Уже темнело, за окном автобуса мелькали силуэты домов, магазинов с горящими вывесками. Город пестрел рекламой, сверкал тысячами огней и лучей, всё кружилось и плясало...
- Следующая остановка "Университетский городок", - сказал непонятно откуда звучащий голос.
- Вот мы приехали. Пошли к выходу! - скомандовала Дарья.
На этой остановке с ними сошли несколько человек. Люди торопливо разбредались по асфальтовым дорожкам. Их дома ждали.
Свет фонарей освещал город жёлтым светом. Городского транспорта и машин становилось меньше. Девчонки брели между домами-близнецами, пытаясь найти нужный адрес и одновременно боясь потеряться в этих каменных джунглях. Идя по тротуару, они заглядывали в окна первых этажей, словно в экран телевизора, на котором протекала чья-то чужая история с неизвестным сюжетом. Им очень хотелось стать частью города, а то и главной героиней этого фильма, и обязательно со счастливым финалом.
В переулках то и дело встречались влюблённые пары. Воздух был наполнен дорожной пылью и смешивался с едва уловимым ароматом свежей зелени. Сердце Дарьи волновалось и рвалось наружу. Почему? Город казался ей большим и сказочным. Людмила испуганно смотрела в огромный мир и не верила, что всё это происходит наяву.
Наконец-то появился нужный номер дома. Даша робко потянула дверь на себя. На входе в здание стоял массивный стол-тумба, а за ним - старый стул, накрытый плюшевой накидкой.
- Вы к кому? - раздался строгий женский голос с другой стороны.
- К Анастасии Сергеевне. - хором ответила девчонки в темноту, ещё не видя своего собеседника.
- Ну, допустим, это я... Что вам нужно? - спросила женщина и одновременно с вопросом появилась перед непрошеными гостями. На вид ей было больше шестидесяти. Грузная, слегка неопрятная дама с жирными седыми прядями на голове не вызывала симпатии, но, по всей видимости, ей нужно было понравиться.
- Мы от Валентины. Она сказала, что есть комната за триста пятьдесят рублей в месяц...
- Надолго планируете? Если на неделю или месяц, то сразу откажу. Мне нужны жильцы на постоянку.
- Мы надолго. Приехали работать и жить...
- Вредные привычки есть?
- Это что значит?
- Курите? Пьёте?
- Нет... - ответила Даша и удивлённо посмотрела на Анастасию Сергеевну.
- Чего удивляетесь? Существуют правила проживания в общежитии, и если будете их нарушать, то выселю к ядрёней фене. Поняли?
- Поняли...
- Тогда пошлите покажу вашу комнату.
Дама провела девушек по лестничным маршам на последний, пятый этаж, а затем свернула в полутёмный коридор. Справа и слева располагалось множество дверей. Возле одной комендант остановилась и сказала:
- Это общая кухня. Здесь будете готовить. За собой всё начисто убирать... Душевая и туалет с этой же стороны... А вот - ваша комната. Проходите!
Из окна комнаты открывался вид на город. Интерьер же её составляли два стенных шкафа, два письменных стола со стульями и две кровати, застеленные покрывалами. На потолке висела одинокая лампочка без плафона, которая тускло освещала помещение. После долгой дороги и дневного скитания по вокзалу комната в студенческом общежитии показалась гранд-отелем.
- Нравится? - спросила Анастасия Сергеевна.
- Очень! - ответила Дарья за себя и за Люську, которая уже на ходу засыпала и безвольно опустилась на стул.
- Тогда деньги вперёд. С вас триста пятьдесят рублей. Следующая оплата также пятого числа. Приду сама, заодно посмотрю, как жильё содержать будете. Никаких отсрочек не предусмотрено. Денег нет - значит сумки взяли и пошли... Всё понятно?
- Да, - ответила Даша и повернулась к коменданту спиной, чтобы достать из бюстгальтера необходимую сумму.
- Из деревни что ли? - спросила Анастасия Сергеевна.
- Да, из деревни...
- Ну-ну... Много тут вас из деревни покорять город приезжало... Только не все задержались... Вы же думаете, что в сказку попали, а нет... жизнь в городе суровая. Чтобы здесь осесть надолго, нужно иметь недюжинный характер...
- Будьте уверены, мы здесь задержимся...
- Дай-то Бог, время покажет... - сказала женщина и скрылась за дверью.
Даша, до сих пор не веря, что наконец-то можно спокойно отдохнуть, устало повалилась на кровать. Люська тот час последовала её примеру. Сил подумать и обсудить прожитый день совсем не осталось. Едва коснувшись подушки, девочки уснули.
***
Утро врывалось свежестью в открытую форточку. Даша открыла глаза и не сразу поняла, где находится. Крашеные стены, неровный потолок с побелкой, а напротив - спящая сеструха вернули Дашку в действительность. Живот урчал, требуя пополнить желудок хотя бы минимальным продуктовым набором. Даша достала из сумки зубную щётку и направилась искать туалет и умывальник.
Когда она вернулась в комнату, Люська уже сидела на кровати. Растрёпанные после сна волосы делали её похожей на нахохлившегося воробья.
- Я уже сходила до туалета и умылась, - объявила Даша сестре.
- И как там?
- Тепло, светло и мухи не кусают.
- Пойду тогда тоже гляну.
Когда Людмила вернулась, Даша была уже при полном параде.
- Одевайся и пошли. Нужно купить чего-нибудь поесть и разузнать, что здесь с работой.
Настроение у девчонок было приподнятое, ведь именно сейчас, когда у них появилось жильё, должны произойти светлые перемены в жизни. Поход в магазин увенчался двумя бутылками молока и двумя булочками с маком. Устроившись на скамейке недалеко от общежития, они завтракали и листали газету "Быстрый курьер", где, по словам женщины, стоящей с ними в кассу, можно найти работу.
- Кем мы сможем работать? Как думаешь?
- Требуется реализатор в коммерческий киоск. Прописка - обязательно. Вот ещё объявление: "Требуется кассир в магазин. Опыт - обязательно, - читала Дарья. - Требуется продавец в продуктовый магазин. Санитарная книжка...
- Опыта, прописки и санитарной книжки у нас нет... Ничего нам не подходит. Вернее, мы им не подходим... Женщина ещё сказала смотреть объявления на остановках и подъездах. Там, говорит, много чего предлагают...
- Давай пробежимся и почитаем... Денег у нас осталось немного. Нужно шевелиться. Триста пятьдесят отложим на жильё, чтобы оплатить в следующем месяце, а на оставшиеся будем жить и искать работу.
Первый день успехом не увенчался. Звонили по нескольким номерам, но без опыта работы брать никто не хотел. Вечером того же дня девчонок навестила Валентина.
- Ну, как устроились? Конечно, не богато, но вы девки деревенские, к удобствам не приучены... Да и за такие деньги жилья в городе не найти...
- Спасибо! Нам нравится...
- Вы только с оплатой не тяните. Откладывайте заранее... С этим здесь строго... Чем заниматься планируете?
- Работу сегодня искали, да всё в пустую...- посетовала Люська. - Везде нужен опыт, прописка и прочее...
- Так вы ищите работу попроще, например уборщицами... Сразу директорами вас не возьмут, уж поверьте... Попробуйте походить по местным забегаловкам, может, посудомойки нужны... На такие работы и без санитарной книжки возьмут. У них всё схвачено...
- Спасибо за совет! - поблагодарила Дарья. - Завтра обязательно попробуем...
На следующий день девчонки отправились обходить пивнушки и закусочные. Дело шло к обеду, и кушать хотелось нестерпимо. Две упаковки доширака заменили обед, а на ужин опять было молоко с булочкой. Несмотря на скудный рацион, деньги стремительно улетучивались.
Сегодня Даша заметила, что один пожилой бомж терпеливо ждал, пока мужики в сквере допьют пиво. Они протянули ему несколько пустых бутылок, чем вызвали у него бесконечную благодарность. Бомж закинул их в мешок и пошагал в сторону общежития. Дарья взглядом проследила его маршрут. Когда они с Люськой проходили мимо, прочитала: "Приёмный пункт".
- Давай зайдём?
Это было полуподвальное помещение с резким запахом сырости и какой-то кислятины. На витрине в ряд стояли пустые бутылки с ценниками. За прилавком стояла пышногрудая дама, которая мило беседовала, по всей видимости, со своим знакомым. Она старательно в улыбке обнажала золотые зубы, а пальцами, украшенными несколькими перстнями, без конца поправляла гидроперитовые локоны. Увидев некстати зашедших посетителей, она недовольно спросила:
- Чего хотели?
- А вы бутылки продаёте? - неуверенно спросила Люська.
- Это приёмный пункт, деточка... Здесь их принимают... Понаедут тут, понимаешь ли, из деревни...
- Извините! - сказала Даша и потянула сестру к выходу.
- Люська, увидишь пустую бутылку, не проходи мимо. Будем их собирать, а потом сдавать. Это нам хоть какую-то копейку принесёт...
Сбор бутылок действительно какое-то время выручал девчонок. Когда надежды обрести работу уже практически не осталось, неожиданно Дашке повезло. В павильоне, который держали грузины и подавали блюда национальной кухни и напитки, требовалась посудомойка...