Найти тему
Очерки Кирилла

Вкатываться в дизайн или ну его?

Начинающие дизайнеры были и будут, каждый проходит свой индивидуальный путь, проживает свою уникальную жизнью. И поэтому регулярно возникают одни и те же вопросы: куда пойти, чем заняться, что прибыльно и т. д.

Я хочу рассказать свои мысли на этот счёт спустя годы, как я принял своё решение. Апдейт: редактирую этот текст ещё спустя год.

И сразу подвох! Вопрос всегда остаётся актуальным и переодически всплывает. Встречается он тогда, когда терпишь неудачи, встречаешься с трудностями, устаёшь от работы, от профессии или даже когда собственные работы вызывают только недовольство. Выбор делать надо регулярно, ничего не вечно. Но это и хорошо, поскольку всегда есть возможность попробовать другое или пройти дорогу, по которой дойдёшь до того, что было уготовано тебе. Или же, как у самураев, у кого-то есть только путь: судьба, в которой ты проживаешь множество «жизней».

Меняется лишь постановка вопроса, зависящая от отношений, которые ты имеешь с профессией. Будь то только присматриваешься или уже много лет работаешь и живёшь только этим. То есть, начинается всё с «Интересно ли мне это, вижу ли я себя таким в будущем?» и «Всё же моё ли это, может, мне стоит попробовать себя в другом?». Понятно, что переформироваться будет сложнее, поскольку придётся упасть на самые низы другой системы, независимо от того, как ты высоко был в своей сфере. Мне довелось услышать исповедь врача-психиатра, взрослой женщины, в поликлинике, где она мне рассказала, что мечтала и мечтает стать графическим дизайнером. Как в её случае сделать переход? Только учиться и практиковаться в свободное время. Это достижимо и возможно, но чем дальше — тем сложнее. Для тех, кто только-только самоопределяется, значительно проще попробовать себя там и сям, поскольку терять-то нечего. Это время тестового периода стоит использовать на максимум, перепробовать всё, что получится. Важно не отказываться, мол «это работа не для меня» или «я за такое не возьмусь». Беритесь за всё, не понравится — отпустите.

Ближе к сути. Вопрос, который я обозначил в заголовке, безусловно, общий, но и не просто так. Ровно как и с другими областями, мы должны определить, а какой именно дизайн? 3d, motion, identity design — три совершенное разные вещи, со своими требованиями, уровням дохода и даже образами жизни. Я постараюсь дать ответы на общий вопрос про сферу дизайна и конкретно про сорты графического дизайна.

Касательно дизайна, как области, где можно заниматься тем и тем, но в сущности — производить графику, мы в любом случае упрёмся в личный запрос и тип личности, которые определяют, а готовы ли мы создавать, рисовать, моделировать, анимировать — творить визуальный продукт, который нельзя оправдать или в качестве которого можно убедить, прикрыться цифрами, исследованиями и прочим. Дизайнер производит результат, который подлежит всегда субъективной оценке (да, где-то можно сказать, что креатив дал лучшие показатели, но это лишь один аспект дизайна — здесь всё слишком неоднозначно и размыто). В этом и проблема, что в дизайне имеет место инклюзивность, в отличие от многих других областей, где неспециалист не разберётся и, таким образом, не возьмётся оценивать. Дизайн же видят все и постоянно. Действительно, как сильно отличается дизайнер от не дизайнера, если у того и другого есть насмотренность и вкус и некий уровень мастерства? Я сам не могу однозначно ответить: обыватель не сможет сделать хороший дизайн, а дизайнер — без проблем, в этом вся разница.

Если оценивать перспективы графического дизайна (graphic, digital, identity и прочие смежные), то тут всё не так сказочно. Нижний порог зарплаты дизайнера приемлемый, как и у большинства начинающих специалистов. Однако, может показаться обидным, что специалист, хоть не высокого мастерства, но всё же какой-то специалист, получает не больше, чем продавец-консультат. На уровнях выше, чем джуиниор, гонорар не растёт так стремительно, как у тех же программистов. И по итогу всё упирается в какой-то лимит, который сравнительно невысок по сравнение с теми профессиями, которые можно выбрать вместо дизайна. Наиболее выгодные денежно это motion design, UI/UX design, 3d и 4d design. Сейчас, в 2023 году продуктовые дизайнеры на подъёме: их требуется много и им охотно платят. Вот и плюшки айти добрались до дизайнеров. Чем сложнее технически — тем выше ценится работа. Графический здесь самый простой с точки зрения инструментария, но здесь же и возникают нюансы. Графический дизайнер имеет более широкую зону отвественности и его компетенция, помимо навыков дизайна, выходит на уровень креативности, понимания рынка, аудитории, колористики, культуры. Опять же, мы не говорим про джуниоров, а про отвественные позиции, сеньор или лид.

Что по итогу?

Пока не попробуешь — не узнаешь. Первым делом проходим это. Затем стоит поработать со своим намерением, зачем же мне это, хочу ли я этого и подходит ли это мне. Это самое важное. Даже если тот же графический дизайн не самая крутая перспектива, но если к этому лежит душа, то ничего не поделаешь. В конце концов, если выйти из банальности в прорыв, то и материальная составляющая будет соответствующей. Тут не бывает по-другому: делаешь обычно — получаешь нормально, делаешь пушку — получаешь сундук с золотом! Золотой середины нет.

Ошибиться с выбором можно. Даже ошибочно решить, что «дизайн — это моё всё» и через несколько лет понять, что на самом-то деле нет — тоже нормально. Важно оставлять себе возможность меняться, даже если тяжело и, порой, рискованно. Поступайте по велению сердца и идите, куда ведёт душа.

Напоследок рекомендация тем, кто не может решиться перейти в дизайн. Значимое изменение это всегда прыжок веры. Когда становится понятно, что по-прежнему уже не можешь, но как раньше уже не хочешь, то остаётся лишь просто сделать шаг в темноту. Все же помнят это чувство, когда не решелся, а потом всё же сделал, и в этот момент возникает это ощущуение, мол «О! Я живой, как круто». При этом ощущается лёгкость и своебразный микс эмоций.

Конец.