Найти тему
Исповедь начхима.

Моя сто сорок девятая. Крик дельфина. Эпилог. Часть вторая.

Модель пла проекта 658М / Фото из сети интернет, свободный доступ.
Модель пла проекта 658М / Фото из сети интернет, свободный доступ.

"... Но забыли капитана два военных корабля, потеряли свой фарватер и не помнят где их цель, и осталась в их мозгах только сила и тоска..."

© Агата Кристи. Два корабля.

Фото из сети интернет, свободный доступ.
Фото из сети интернет, свободный доступ.

Работая над этим рассказом, я почему - то вспомнил старую историю. Курсантом третьего курса СВВМИУ я в один из выходных направился смотреть художественный фильм "Крик дельфина". Выходя из актового зала училища, я увидел смотревшего на плакат (афишу), размещённую выше, "пятака" - курсанта пятого курса. Он молча докурил сигарету и сорвал плакат со стены. Впрочем, не повредив его. Аккуратно свернул его в рулон и забрал с собой. На память.

Фото из сети интернет, свободный доступ.
Фото из сети интернет, свободный доступ.

Я тут же подумал, что поскольку дельфин является символом подводников с 1972 года и утверждён в этом качестве ГК ВМФ, неплохо было бы привести тут этот знак в качестве иллюстрации. Вы же знаете, как я люблю подробно иллюстрировать свои рассказы. Вот он:

Фото из сети интернет, свободный доступ.
Фото из сети интернет, свободный доступ.

Выбор в пользу дельфина был неслучайным. Поскольку считается, что именно подлодка "Дельфин" является первым отечественным кораблем этого класса. В источнике "Под знаком Дельфина": ( https://geraldika.ru/article/3144 ), капитан 1 ранга Англинов даёт интереснейшую историческо – мифологическую версию выбора символа. На фото внизу подводная лодка "Дельфин" после модернизации у стенки Балтийского завода, 1904 год:

Фото из сети интернет, свободный доступ.
Фото из сети интернет, свободный доступ.

А затем я наткнулся на статью, ссылка: ( http://savedolphins.net/about-dolphins/ ). Цитирую: "Дельфина, отловленного для дельфинария, буквально лишают самого важного в жизни - семьи, охоты, необходимого движения. Ни один дельфинарий не может предоставить подходящие условия для нормальной жизни дельфинов. Размеры бассейнов - это просто крошечный фрагмент того, что дельфин проплавает за минуту на свободе. Касатки, к примеру, могут проплыть до 100 км в день. Для воды в бассейне используется хлор. Хлор в принципе противоестественен для дельфинов, живущих в морской воде, а в дельфинариях воду хлорируют в таких концентрациях, что зачастую у дельфинов слезает кожа, а также наступает слепота. Охота - это природа дельфина. Они были созданы хищниками, а не рабами, выступающими за еду. Дельфины в дельфинариях выполняют трюки, которые в природе они никогда не делают. Дикие дельфины не бороздят океаны на хвостах, и не прыгают через кольцо. Все это против природы дельфинов. Попав в дельфинарии, они становятся рабами. И выхода из этого рабства нет. Только смерть. Суицид часто встречается в дельфинариях. Иногда дельфины просто перестают дышать, а иногда разбивают головы о бетонные стены. Дельфины слишком умные и социальные существа. Они не могут жить без своей семьи, без необходимого движения и без свободы. Поэтому в неволе большинство дельфинов погибают, не дожив и 10 лет. Только мало кто знает все это. Люди думают, что дельфины счастливы жить в маленьком бассейне, ведь они постоянно улыбаются… На самом деле, улыбка дельфина - это самый большой обман природы. Это всего лишь строение головы дельфинов, а не выражение счастья. Мертвый дельфин тоже "улыбается".

Фото из сети интернет, свободный доступ.
Фото из сети интернет, свободный доступ.

Интересно, буду ли улыбаться я, когда придёт время - подумалось мне. Но счастливой улыбкой успевшего исполнить своё предназначение в жизни человека? И много ещё чего я подумал, произведя анализ логической цепочки: "дельфин" - "подводник" - "пла".

Они стоят в одной из бухт Кольского полуострова. Бывшая краса и гордость ВМФ СССР. Атомные подводные лодки. Точнее то, что от них осталось - в настоящее время большинство из трёхотсечных блоков - плавмодулей разделано до одноотсечного. Реакторного. И хранятся они уже не на плаву, как раньше:

Фото из сети интернет, свободный доступ.
Фото из сети интернет, свободный доступ.

А на бетонном основании:

Фото из сети интернет, свободный доступ.
Фото из сети интернет, свободный доступ.

На стапельных плитах долговременного хранения в ПДХ РО "Сайда" ( http://nuclear-submarine-decommissioning.ru/node/1076 ).

Я считаю, что за столько лет службы это бездушное для кого - то железо, не могло, впитав в себя столько человеческих эмоций, тоже в некоторой степени не очеловечиться.

Пусть для кого - то дальнейшее покажется полным бредом, я всё же выскажусь.

Итак. Их проектировали. Затем их строили, создавали из кусков металла и не только заботливые человеческие руки простых работяг. Потом за их долгую и славную историю на них служили разные люди. Совершенно разные. И равнодушные, и любящие своё "железо". И даже его ненавидящее. Они ходили на них в море. Бывало, горели и тонули. Случалось, получали дозы радиации. Каждый - свою. И просто жили на них. Думали и мечтали. Занимались своим повседневным трудом и совершали подвиги. Всё было. Много и разного.

Но вот уходит последний экипаж. Лодку начинают терзать, рвать на куски. Попутно задыхаясь от алчности, потея в предвкушении ожидаемой прибыли от продажи частей её тела (металл), кровеносных сосудов (медные кабеля и провода), нервных клеток (элементная база аппаратуры, драгметаллы), etc. Умирают ли они тогда в агонии, беззвучно проклиная своих мучителей? Или нет? Но тогда им уготовлена ещё более страшная судьба - ждать ещё сотню лет, уже в облике плавмодуля. А затем одноотсечного блока. Своеобразного временного памятника в ПДХ реакторных отсеков Сайда – губы. Пока люди милосердно наконец не прекратят их мучения. Если это так, о чём же эти пока ещё до конца не уничтоженные кусочки бывших подлодок думают? Исковерканные, обрезанные, изуродованные обрубки, но пока ещё странно, зрительно и осязаемо - существующие? Подобно людям, лишённым подвижности, органов чувств и до самой смерти прикованным к больничной койке? С тоской вспоминают былые времена, неторопливо обмениваясь впечатлениями? Или просто покорно и равнодушно ждут своей участи? Ведь пройдёт несколько десятилетий, и их утилизируют полностью. И не останется от них ничего.

НО ОНИ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ПЕРЕЖИВУТ ВСЕХ НАС, СЛУЖИВШИХ НА НИХ.

Собственно говоря, только из - за этого я и начал писать свои воспоминания. Чтобы успеть рассказать Вам про подлодку, на которой я служил. И про окружающих меня людей - войсковую часть 13127, экипаж сто сорок девятой пла. Жаль, конечно, что история получилась столь несовершенной, да и рассказать удалось не про всех. Но что уж тут поделаешь? "...Как уж смог. От души. Без прикрас..." - цитируя самого себя.

Вот и всё. Сегодня я в очередной раз прощаюсь со своей подводной лодкой. Но теперь уже навсегда. Работа над рассказом окончена. Я на удивление абсолютно спокоен. Мне осталось только надеть обувь и накинуть куртку. И через несколько минут я уйду в магазин. Что - то подсказывает мне, что сегодня я нажрусь. В хлам.

Ohhh… yesss!!!

Я однозначно напьюсь. Бессмысленно, яростно и беспощадно…

Снапшот из личной коллекции автора.
Снапшот из личной коллекции автора.

26.11.2020

Приложение №1. Видео из личной коллекции автора, ссылка:

( https://www.youtube.com/watch?v=mKkcfkoFHAg )

.