Золотая мечта многих моих знакомых (и меня в том числе) сгонять летом к южному морюшку, погреть пузико в лучах солнышка, искупаться в этом самом море и... заодно немного подзаработать на собственном творчестве.
Согласитесь совмещение отдыха и заработка в одном флаконе выглядит здорово, тем более успешных примеров хороших заработков на юге на продаже сувениров и прочего хендмейда я знаю немало.
Однако, как говорилось в фильме про Джеймса Бонда, главное в этом деле "смешивать, но не взбалтывать".
Поэтому, мой сегодняшний рассказ будет состоять из трёх частей: где продавать, что продавать и как продавать.
Начну с того, что на юге (Крым и курорты Краснодарского края) ощущается тотальная нехватка качественной, уникальной сувенирной продукции, декора, украшений. Те туристы, которые бывают на море каждый год настолько устали от совершенно однообразной сувенирки, что проходят мимо и морщат нос.
Дело в том, что большая часть сувенирки закупается оптом в Китае, Таиланде, Турции.
Редко, очень и очень редко на прилавках торговых точек попадаются авторские работы местных крымских мастеров. Катастрофически мало работ связанных с морем, пляжем, историей края (тарелки из турецкой керамики не в счёт).
Поэтому по-настоящему уникальная авторская работа спросом пользоваться будет!
Это доказывает наш собственный опыт по сдаче изделий ручной работы оптом и опыт наших знакомых, стоявших на некоторых местных ярмарках. Однако встаёт вопрос, где продавать.
На юге существуют три традиционные точки продаж сувенирной продукции:
1. Фестивали, ярмарки, ночные базары, базары выходного дня. Приехать поторговать может практически каждый. Местным, например, крымчанам, участие в ярмарке или бесплатное или за минимальную цену. Пришлым участие в разы дороже. Главное правильно выбрать формат мероприятия, чтобы не оказаться белой вороной, например, стоять с эпоксидкой среди рядов реконструкторов.
И, заранее узнать сколько хотят организаторы за участие с мастера: некоторые хотят за совершенно тухлое мероприятие, где будет полтора отдыхающих на 10 продавцов по 7-10 тысяч в день. Отбить такое на хендмейде нереально.
2. Торговые точки у туробъектов. Это различного рода полки, роллеты и секции перед дворцами и прочими достопримечательностями, точки продаж на набережной. Главное тут уметь договориться с хозяином. Очень редко попадаются адекватные собственники. Многие называют астрономическую сумму в 3-5 тысяч долларов и их не интересует то, что эту сумму мастер не отобьёт никогда.
Тем более, реальный сезон продаж на море всего 2 месяца: июль и август. В июне продаж мало, а в сентябре вообще единицы.
В среднем за одну точку у дворца нужно заплатить 200-250 тысяч за сезон. Отбить можно, но если посчитать все затраты, то... частенько выходит смехотворная сумма. Проще арендовать место под стол где-нибудь в парке, это выходит дешевле.
3. Сдача на реализацию либо продажа оптом. Это самое простой и необременительный способ продаж, главное тут найти продавца, который, во-первых, тебя не кинет на всю сумму и не исчезнет в закате на красном мерседесе, во-вторых, согласится не просто выставить ваши работы на своих полках, но и реально захочет их продавать. Некоторые продавцы ставят красивые работы для украшения полок, но продают исключительно свои, с которых больше выхлоп.
Что лучше всего продаётся по нашим наблюдениям:
- еда. 90% свободного времени люди на отдыхе хомячат дикими темпами. Особенно дети, те только и глядят кого бы моно было бы сожрать. Поэтому всяческие вкусняшки, пивашки, снэки, мороженое, лимонады и соки пользуются огромным спросом. Восточные сладости, чаи - хит.
- товары, связанные с морской тематикой. Всяческие рамки, маяки, чайки, раковины, наборы звёзд, рыбы, рынды, спасательные круги и прочее.
- керамика. Как я уже говорил, на юге много турецкой и китайской керамики, среди которой изредка попадаются работы местных мастеров. Почему-то господствуют восточные мотивы (оно и понятно - производство-то Турция). Как только попадаются нестандартные авторские работы, вокруг стоит толпа.
- картины, особенно на набережной. В курортных городках попадаются целые улицы художников, где можно прибарахлиться авторской картиной. Опять же в большинстве своём это ширпотреб, но попадаются и очень крутые работы.
И последний вопрос: как продавать. То есть самому или через наёмного продавца. Замечено, что самостоятельная продажа мастером собственных работы увеличивает продажи примерно на 50%. Как только нанимается продавец поток денег сокращается. И все мы прекрасно понимаем почему.
Какой вывод? Торговать на море уникальной продукцией можно, но нужно быть готовыми к тому, что за аренду придётся выложить сразу и много. Плюс, совмещать отдых и заработок не получится: придётся пахать круглосуточно в жару, зной, смотреть на толпы людей. Как только вы решите отдохнуть, то денег не ждите...