Найти в Дзене
Фактум

В 1876 году Аляску продали за 11 360 000 рублей: печальная предистория этого факта

Оглавление

«...История старой России состояла, между прочим, в том, что её непрерывно били за отсталость».
После того, как я оспорил это утверждение Сталина, слово взяли оппоненты.
Мол, били, но не всегда и страна не всегда была отсталой.

Я считаю своим долгом оспорить и другие слова Сталина:
«Русский народ – это добрый народ…​​»

Показать, что далеко не весь, далеко не всегда и далеко не со всеми.
Ну, а поскольку многие авторы и читатели после заявления вечно молодого лидера нации озаботились судьбой Аляски, решил два раза не вставать.

Предлагаю разобраться, как степень доброты русского народа повлияла на покорение Сибири и Аляски. Ну и по вредности своей подкину немного фактов об экономике этого процесса.

Анадырь

В 1660 году на Чукотском полуострове в среднем течении реки Анадырь был основан Анадырск (Анадырское укрепление).

В 1701 году, страдая от «недостатка добра», казак Алексей Чудинов с 24 сотоварищами при пищалях явились к селению чукчей (чукочей) и предложили поделиться добром.
Чукчи выгоды предложения не поняли и добром делиться отказались. Тогда их убили и забрали всё добро. Но, видимо, убили не всех, и окрестные чукчи о несущих (награбленное) добро русских узнали. А узнав, с их методами не согласились. Вследствие этого несогласия большая часть бригады Алексея Чудинова погибла. Сам он укрылся в Анадырске.

В 1729 году, процесс (у)несения добра продолжили казачий голова Афанасий Шестаков и капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий с 400 солдатами. Они имели указание сената: «Аборигенов уговаривать в подданство добровольно и ласкою».

А тобольский губернатор А.Л. Плещеев 1 сентября 1731 года специально указал Павлуцкому: «О призыве в подданство немирных иноземцов чинить по данной инструкции, а войною на них не ходить».

Но, как правильно заметил почтальон Печкин, некоторые люди до чужого добра очень жадные.

Сделав своей базой Анадырск, атаман с капитаном начали убивать чукчей везде, где находили, и забирать их добро. Чукчам этот процесс активно не нравился и уже в 1730 атаман Шестаков закончил свой земной путь несения добра.
Капитан Павлуцкий нёс добро намного дольше. Занося, куда надо, получил звание майора, но в 1747 злые чукчи прервали путь и этого полного доброты человека. Вообще майор был человек продвинутый, не чурался науки. В 1734 году отпустил пленного чукчу в одежде, которая была инфицирована оспой. Эпидемия продлилась два года.

В процессе «общения» с русскими чукчи несли лютые потери и, когда в августе 1741 года казачий сотник Шипицын, исполнявший с 1732 года обязанности командира Анадырского острога, предложил переговоры, 12 вождей согласились и явились. Тут их сотник и «побил до смерти». Такая «военная хитрость» Шипицына надолго подорвала веру чукчей в мирные намерения русских.

 Русско-индейская война на Аляске Фото из открытых источников
Русско-индейская война на Аляске Фото из открытых источников

Потери чукчей исчислялись тысячами. С учетом их численности это ставило народ на грань исчезновения. Но их спасли два человека.

Первым был добрый русский человек подполковник Фридрих Плениснер. Подполковник вообще был человеком интереснейшей судьбы. Достаточно сказать, что единственное сделанное с натуры изображение стеллеровой коровы принадлежит его перу. Прибыв в 1863 комендантом в Анадырск, он учинил там ревизию, после чего предложил снести крепость к чертям собачьим, а место посыпать солью.

Аргументировал он столь странное предложение сколь просто, столь и убойно: за сто лет существования крепости на её содержание было потрачено из казны (барабанная дробь) 1 371 007 (один миллион триста семьдесят одна тысяча семь) рублей. Получено дохода 29 152 (двадцать девять тысяч сто пятьдесят два) рубля. При этом главная военно-политическая задача — приведение чукчей в подданство российской империи — была ещё дальше от осуществления, чем до постройки крепости.

Аргументы эти получили полное понимание у доброй русской женщины Софи́и Авгу́сты Фредери́ки А́нгальт-Це́рбстской, более известной в тот период как матушка- императрица.

Соль для посыпки проклятого места казна, правда, не выделила. Но в 1771 г. крепость перестала существовать. А в 1778 уже был заключен договор о принятии чукчами российского подданства. Условия очень мягкие: после отсрочки в десять лет чукчи могли по желанию выплачивать ясак в размере одной шкурки на мужчину в год или не выплачивать. Исключительно по личному желанию. И наступил мир. Стали чукчи жить поживать и добра наживать, становясь постепенно добрыми русскими чукчами

Но не всем так повезло

В 1780 году матушка-императрица получает от купцов Шелихова и Голикова проект о выделении людей, оружия и денег на освоение Аляски. Денег просили самую малость – полмиллиона рублей на первое время. Я полагаю, эта идея чем-то напомнила Екатерине Анадырск. И матушка-императрица, решив, что из неё делают дуру, послала по матушке (Вика пишет: «Отказала в предельно резкой форме»).

Кто-то скажет: возможно, Екатерина была не права.
Но уже в 1784 г. русские купцы устраивают «резню в Авауке» (остров Ситкалидак (англ. Sitkalidak Island) в Кадьякском архипелаге. Сейчас относится к штау Аляска, США). Российские промышленники убили мужчин, женщин и детей племени алутиик. Количество жертв в разных источниках оценивается в 500, 2000 и 2500–3000. После атаки на Аваук Шелихов захватил в плен (по собственным подсчётам) более тысячи человек, 400 из них он держал в заложниках.

С 1802 началась Русско-тлинкитская война ( или русско-индейская война примирение в которой состоялось только в 2004 году.) Но к этому времени на престоле был уже Александр l, а пилить госбюджет РАК (русско-американская компания) начала ещё при Павле l.

Коллаж их открытых источников
Коллаж их открытых источников

В 1876 году Аляску продали за 11 360 000 рублей

И не факт , что этих денег хватило на возмещение всех расходов по владению ею. Вопросы снабжения продовольствием не были, а с учётом запрета иностранным кораблям подходить к берегам русской Америки, и не могли быть решены. Поэтому колонисты либо травились испортившимися в дальней дороге продуктами, либо мерли с голоду. Вследствие чего русское население имело очень ограниченную численность порядка 2 500 человек.
Одним из самых успешных торговых проектов была продажа муниципалитету Сан-Франциско льда по 25 долларов за тонну. О золоте знали, но добывать лёд было выгодней. О золоте вообще никто сильно не горевал при продаже Аляски.

Но когда это золото нашли американцы, началась соответствующая лихорадка. Почему именно наличие на проданной Аляске золота вызывает наибольшее возмущение у тех русских людей, которые любят жалеть об у уплывшем из рук добре?
Я не хочу верить в то, что такая тоска о «потерянном» золоте происходит от твёрдой уверенности этих людей в неспособность русского народа продать другим народам что-либо, кроме созданного природой. Но других вариантов в голову не приходит. Так вот, хочу их слегка успокоить.

Собственно, сама добыча золота на американской Аляске за всё время составила не более 400 тонн. Для сравнения: в Южной Африке за тот же период добыли 48 000 тонн. И чего, сильно богатые?

Золото на Аляске не находили и не находят в почтовых ящиках. Его добывали и добывают тяжким трудом, хотя сейчас и с меньшим риском. Такой же тяжёлый и опасный труд в любой другой сфере может дать не меньшую прибыль, чем золотодобыча.

Любой желающий может приехать на Аляску и попытаться намыть золотишка. Все что он намоет, ему позволят беспрепятственно забрать с собой.

И на всякий случай Клондайк — это Аляска, но канадская. России эти территории никогда не принадлежали.

Несмотря на сравнительную близость и неплохую транспортную сеть, расходы на владение Аляской у США до сих пор превышают доходы.

Ну да ладно, будем надеяться, что эту проблему Америка не переложит на Россию.

Мне важнее другое. Я твёрдо убеждён, что не бывает плохих и хороших народов, жадных и щедрых, глупых и умных. Эти характеристики присущи отдельным людям, а никак не нациям. Считать иначе — это узаконить нацизм.

Возможно, Сталин назвал русский народ добрым потому, что он ни один народ не назвал злым, считая доброту свойством любого народа.

А вы как думаете?

Автор: #павел_аир , 57 лет, автоэлектрик-диагност, живу и работаю в Германии

Другие статьи автора в канале:

-3