Найти в Дзене

Каким видели Людовика 14 его подданные.

Антуан Койпель (1661–1722) Аллегория музыки. Портрет мадам де Ментенон с незаконнорожденными детьми Людовика XIV и мадам де Монтеспан. 1684 г.
Антуан Койпель (1661–1722) Аллегория музыки. Портрет мадам де Ментенон с незаконнорожденными детьми Людовика XIV и мадам де Монтеспан. 1684 г.

Тема мне показалась интересной вот почему. Писала я как - то о происхождении второй супруги Людовика 14 - маркизе де Ментенон, которая по сути была простолюдинка - но ей удалось то, что не удавалось и знатным аристократкам - стать женой короля.

И в комментариях усомнились в связи с этим в том, что я писала ранее - король и двор были максимально далеки от простолюдинов - они вообще никак не пересекались.

Ну вот же - была Ментенон - сказали мне...

Портрет мадам де Ментенон. Художник неизвестен.
Портрет мадам де Ментенон. Художник неизвестен.

Кем она была и как попала туда, куда попала, я пишу в постах о ней, а здесь я хочу сказать вот что.

Мои дорогие читатели явно не понимают - какая это была грандиозная вещь - приближение к королю Ментенон, как это поразило современников, и вообще - современному человеку, который продукт мира демократического, где все равны и все имеют права, практически невозможно осознать кем был король тогда в глазах своих подданных.

Ну вот - подумаешь, женился он на простолюдинке - ну и что? И после него женились особы королевской крови на женщинах более низкого происхождения... В конце - концов, это нормально - люди встречаются, женятся...

Но в нашем случае король, который сравнивал себя с Солнцем обладал властью и положением, которые вообще нельзя сравнить с положением правителей, которых мы имеем перед глазами.

И даже с положением правителей более раннего или более позднего времени. Его эпоха - это расцвет абсолютизма, и я решила пунктиром, на картинках, показать вам - как это выглядело в той реальности.

Ну чтобы помочь прочувствовать - и положение короля, и, раз уж мы взялись за Ментенон - тот колоссальный взлет, который она смогла сделать.

Маркиза де Ментенон с иронией смотрит на нас с вами.
Маркиза де Ментенон с иронией смотрит на нас с вами.

Итак - предлагаю вам перенестись в мир, который окружал Людовика 14 и воспринимался им и его окружением как единственно правильный и само собой разумеющийся.

Во- первых, окружение короля и его придворных было исключительно дворянским. Человек имел право в их глазах на звание человека, только начиная с титула барона. И то - не факт. Все остальные были чернью - смутными фигурами, достойными только презрения. Да - автоматически, не разбираясь в выдающихся, возможно, личных данных конкретного представителя этой черни. Только презрение!

Соответственно, права имели только дворяне. Говорить о правах черни было смешно, недостойно и преступно.

Власть короля - от Бога. И только перед ним он и отчитывается за свои поступки - если считает нужным. "Королю так хочется" - это закон для всех. Никаких обоснований (дополнительных), не требуется. Что хочет король - то и делает. Хочет - делает добро. Не хочет - делает зло. Он имеет право, потому что он король и таковы его желания. Все.

Высшее благо для страны, соответственно - то, что приносит королю удовольствие. Какую бы конфигурацию это не имело...

Людовик 14 - воплощение абсолютное и неограниченной королевской власти.
Людовик 14 - воплощение абсолютное и неограниченной королевской власти.

Король - апофеоз всего лучшего, что когда - либо знало человечество. Наука и искусство имеют смысл только тогда, когда они восхваляют короля. История - это история деяний его славных предков. Подданные должны только быть счастливы и постоянно возносить хвалу Богу за то, что он послал им такого короля. И, реально - ему с утра до ночи пели дифирамбы совершенно все, с кем он когда - либо пересекался.

Позже, в эпоху рококо, даже дворцы стали строить одноэтажными, чтобы никто, даже случайно, не мог находиться над головой короля. Выше его - только Бог. Отличие короля от Бога только в том, что король смертен и не умеет творить чудеса.

И сам король, и все, что его окружало как и подобает божеству, было усыпано золотом и драгоценными камнями. Ничего простого! Простое - недостойно и оскорбительно для величия!

Вся его жизнь, все услуги, даже самого мелкого и ничтожного характера, которые оказывались королю, были проработаны до уровня сложного церемониала, чтобы даже самую унизительную услугу (тут мы помним обслуживание монарха на горшке, как великую честь для самых близких и знатных) превратить в очень важное и торжественное действо.

Личность короля - священна, и поэтому он величественен и неприступен, совершенно недосягаем для простых смертных.

Если король, к примеру, гуляя по улицам, предварительно очищенным от плебеев, вдруг замечал кого - то из них и одаривал хотя бы просто взглядом - человек до конца жизни чувствовал себя так, как будто его Бог поцеловал в темечко - счастливым и избранным.

Общались с ним - только склонив голову и колени, потупив взгляд и приглушив голос.

Все средства государства король имел право потратить на личные нужды - его расточительность порой не знала границ и разоряла это самое государство - но это все ерунда перед "Ему так хочется".

В общем - Людовик 14 был абсолютным неограниченным монархом, а это реально значит, что он сам и окружающие видели в его персоне нечто вроде божества, которое ни в чем и никогда не должно знать отказа, чего бы это не стоило всем остальным подданным.

И вот за это божество, которое и само себя видело именно божеством, и вышла замуж простолюдинка Ментенон. Которая, по-хорошему, не имела бы права приблизиться к богоподобному властителю на пушечный выстрел.

И не только вышла замуж - но и подавила его своим характером, влияла на его поступки и поведение.

Только представьте как ее воспринимали окружающие - со священным ужасом. Именно поэтому, как говорят, Петр Первый во время визита в Париж пришел в дом к уже умирающей Ментенон и долго просто смотрел на нее. Это было реальное чудо по тем временам - женщина из низов, на которой божество ЖЕНИЛОСЬ!