Найти тему
Август

Космическая доктрина

Российская космическая отрасль напоминает орла с двумя головами, с одной стороны Роскосмос монополизировавший гражданскую космонавтику, с другой министерство обороны с РВСН и ВКС, частью которых являются космическими войсками, которые контролируют значительную часть спутников через собственный ЦУП. Ракеты Ангара формально делаются по заказу минобороны, но фактически как и какими их делать определяет подведомственный Роскосмосу ЦНИИмаш, МО остается только оплачивать планы госкомпании, которая сама же их потом проконтролирует. Военный космос напротив, во многом создается в структурах роскосмоса, но правила диктуются уже МО. Деятельность двух сторон во многом пересекается, но есть и различия, к примеру запуски Протонов и ракет с космодрома в Плесецке проводит МО, остальные пуски уже ЦЭНКИ, подконтрольные Роскосмосу.

Октябрь 2018, после аварийного пуска Союз-ФГ Фотограф ©Алексей Филиппов/TACC
Октябрь 2018, после аварийного пуска Союз-ФГ Фотограф ©Алексей Филиппов/TACC

Всё бы в этом танце было хорошо, но гражданская часть отрасли вступает в черную полосу, лет 20 назад шла активная коммерциализация советских наработок, которые в условиях рынка оказались гораздо экономичнее западных аналогов, особенно в части вывода на орбита. Опыт пилотируемой космонавтики и построения орбитальных станций был объединен с американским, что позволило создать крупнейший проект в этой области МКС. В США сделали выводы и привлекли к этому делу новых игроков, в частности SpaceX, которые позаимствовав решения из прошлого (в значительной части советских) объединив их современной инженерной культурой из сферы ИТ, обошли Роскосмос в деле экономической эффективности, где прежде госмонополия казалась непобедимой. В довершении ко всему появились санкции на элементную базу и запуски западных спутников, что вызывает дальнейшее сокращение деятельности Роскосмоса в области пусков, да и в создании спутников будут проблемы. В прошлом технологии были полностью отечественные, но и как в автопроме, при производстве спутников проходили процессы сворачивания собственных разработок и переход на западные комплектующие, а после санкций на китайские, от которых зависимость будет еще больше.

Стоимость посадочного места одного астронавта для различных кораблей
Стоимость посадочного места одного астронавта для различных кораблей

В общем все условия созрели, для того чтобы ведущая роль перешла к министерству обороны, не потому что там есть подходящие фигуры, а из принципа единоначалия, и коренных интересов ведомства, а именно реальном импортозамещении, наращивании группировки спутников, научно практических разработках. Кроме МО будет проще привлекать новых участников из авиации, ИТ, и других отраслей. Роскосмос же замкнут на свои подведомственные предприятия, выбыл из внешних рынков, уклоняется от конкуренции в научной сфере, лунной программе и т. п. так что монопольная структура теряет всякий смысл. Если посмотреть основных потребителей спутниковых данных, это госструктуры, но люди пользуются в основном не их сервисами, а данными компаний типа Яндекс, у которых собственные сервисы навигации, карт, погоды. Причем ИТ компании гораздо адаптивней и быстрей используют новые типы данных и могут формировать спрос, а также собственные спутники, и не только, к примеру гугл применяет аэрофотосъемку, так что есть общие интересы с МО. Затем компании производящие ракеты, если для государство главное избежать аварий, и последующих санкций, для частника применим положительный отбор, к примеру в случаи успеха он получает гарантированный доход, выше инвестиций, а при сжатых сроках сверхдоход.

Доктрина

-Цифровизация

-Конкуренция, вовлечение новых участников

-Кратное увеличение пусков при тех же ресурсах(многоразовость)

-Научные разработки в интересах МО

Про последний пункт для примера раскрою подробнее:

1. Сейчас для новых пилотируемых кораблей, и даже для полета на луну, используется импортные вычислительные машины, что естественно не способствует созданию радиационо-стойкой электроники, которая не только для космоса нужна, в общем приоритеты ясны.

2. Орбитальные станции. В советском союзе была программа Алмаз/Салют, в 70-е запускались орбитальные станции для фотосъемки, с возвращением пленки на Землю, в 80-е эти станции переделали для беспилотного полета и радиоэлектронной разведки, успешной можно назвать станцию Алмаз-1, запущенную в 1991 году.

Если продолжать развитие на тех же принципах, то сейчас это может быть автоматическая станция использующая оба подхода оптика+РЛС и передающая координаты "цели" на Землю, в том числе на корабли, как это было прежде. Но с этими задачами справится и Ту-214Р, который кстати использует радары того же разработчика, что и на "Алмазах".

Так что станция имеет смысл для новых задач, к примеру для сканирования Земли с использованием возможностей модуля НЭМ, а возможности в том, чтобы находится на низкой орбите, и поддерживать её теми же "Прогрессами", обладать установленной мощностью в 50 квт. Реально там будет в районе 20, но и это максимальные показатели для радаров самолётов Су-57, Су-35. Новое поколение радаров для этих самолетов уже на радиофотонных принципах, вот собственно и задача для новой станции: разместить подобное изделие и в режиме 24/7 сканировать поверхность земли, в ранее недоступных диапазонах + на станции могут быть размещены фотонные компьютеры и прочая перспективная техника для отработки интерпретации полученных данных.

3. Для реализации главное отсеять всё лишнее, вместе с теми кто это нагромоздил в проекте новой станции. К примеру в Роскосмосе куча заведомо провальных инициатив, на которые они планируют тратить время и деньги, к примеру:

Пилотируемая космонавтика + ДЗЗ, что несовместимо так как люди раскачивают станцию;

Полярная орбита и многомодульная станция, смысла нет, так как повышенная лучевая нагрузка;

Размещение производство на наименее выгодной орбите в плане транспортных расходов;

Ядерный буксир с магнитным двигателем для поднятия экипажа с низкой орбиты, если химический двигатель позволит пройти пояса Вон Аллена за кратчайшее время, магнитный будет очень плавно наращивать скорость и крутить экипаж как кабанчика на вертеле над радиоактивным пламенем. Для того чтоб наверняка их зажарить еще было предложение через Венеру летать.

Если всё это убрать в утиль, то не надо будет сложные расчетов и переделок, достаточно уже созданного модуля НЭМ + допоборудование на пристыкованном корабле. Да и сами НЭМы нужно производить серийно, а не раз в 15 лет.