Найти в Дзене
nockdown

Сафед-Дара (Памиро-Алай) 2018

Сафед-Дара - единственный горнолыжный курорт на Памиро-Алае и в Таджикистане. В переводе с таджикского - белый каньон. Расположен в 60км от столицы Душанбе и в 3 тысячах километров от Москвы, откуда из российских перевозчиков только Utair осуществляет прямые рейсы. Перелёт занимает 4:10, сдвиг во времени - плюс 2 часа (UTC+5), трансфер из аэропорта около полутора часов.

-2

Вариант для проживания один-единственный - одноимённая гостиница Сафед-Дара. Расположена на склоне (около 2265м), выше нижних посадочных станций гондольной и бугельной канатных дорог. Четырёхэтажное строение, около 50 номеров.

-3

В 1976 году здесь открылась горнолыжная база под немного другим названием - Сафедорак, где проводила свои тренировки сборная СССР, функционировала лыжная школа олимпийского резерва. База состояла из нескольких очередей бугельной канатной дороги и четырёхэтажного панельного здания, которое спряталось под вентфасадом правого дома на фото выше.

-4

В 2015 году началась масштабная реконструкция. Отремонтировали верхнюю и нижнюю бугельные канатки, возвели новую восьмиместную гондольную от австрийской Doppelmayr.

-5

Реконструировали основное здание и построили кучу вспомогательных: ресторан, прокат, горнолыжную школу, спа, бассейн, конференц-зал, кинотеатр, магазин. В номерах тепло, спали с приоткрытым окном.

-6

Проектировщики совсем не рассматривали возможность на доске/лыжах подъехать к гостинице со склона или скатиться из гостиницы к нижней посадочной станции. Касса, где можно зарядить ски-пасс, ещё дальше, в здании проката. Дневных абонементов нет. Можно зарядить 10 или кратное 10ти число подъёмов. И никто не знает будут ли оставшиеся подъёмы работать завтра или сгорят. В итоге каждое утро надобно прогуляться в кассу, утешает лишь то, что очереди совсем отсутствуют. Вельвет на фотке выше - тупиковый, к подъёмнику вас не приведёт, проложен на стоянку ратраков. Гостиницу (справа на фото) отгородили от трассы красной сеткой.

-7

Верхняя станция гондольной дороги. Перепад высот всего 340 метров (2250м-2589м), длина по склону - 1927м. Одновременно по кругу циркулируют около 15 гондол, ещё примерно столько же отдыхают в гараже на нижней станции.

-8

Максимальная скорость движения около 5м/с. Но на полной скорости, видимо, она работает крайне редко, народу совсем мало. Измеренное время подъёма составило около 10 минут, тогда как на полном ходу оно должно быть меньше 7.

-9

Смотровая площадка на верхней станции. Больше половины посетителей поднимаются на верх лишь для того, чтоб запечатлеть себя и горы.

-10

Подозреваю, что для местных горные лыжи и сноуборд - дорогое удовольствие, учитывая затраты на экипировку и снаряжение. Необходим личный автотранспорт или оплата такси, что увеличит расходы. Последние 17 километров дороги к комплексу идут по грунтовому горному серпантину. Ухабы и колдобины. Обрывы и оползни в горную речку - с одной стороны, отвесные стенки с торчащими валунами - с другой.

-11

Сложилось впечатление, что стоит выехать за пределы Душанбе и вся страна - сплошные горы, в узких извилистых ущельях журчат речки, вплотную к которым растянулись кишлаки и вдоль которых проложили дороги. Земли, пригодной для земледелия, мало. На фото выше - ближайшее поселение к нижней станции подъёмника.

-12

Компания Фароз, владеющая курортом, старается развивать разнообразную активность, особенно не требующую от посетителей длительной подготовки и мастерства. Нет смысла строить гигантский маунтинбайк парк, как в Ясне. Зато можно запилить пейтбол, ватрушки, каток и, например, зиплайн. Стартовая станция оного на фото выше.

-13

Нижняя станция зиплайна. Честно говоря, по сравнению с прыжком с парашютом эмоции не переполняют.

-14

Склоны гор покрыты древовидными можжевельниками, тюрское название которых арча. (На всякий случай: таджики - не тюрки, а персы).

-15

Приземистые, метра 4-5 высотой, но с достаточно толстым стволом в основании. Кстати, граждане РФ при въезде в Таджикистан получают не штамп в загранпаспорт, а печать в собственноручно заполненную миграционную карту. И при прибывании в республике более 3х суток обязаны встать на учёт в ОВИР. Иными словами - "сделать регистрацию". Хорошо, что всё это регламентировано обтекаемо. Например, нам гостиница поставила штамп с регистрацией на простой розовый стикер и приклеила его на миграционную карту. На выезде не было никаких придирок. Даже не знаем, это нормальная практика, или нам сильно повезло.

-16

Говорят, за прошлый сезон 2016-2017 в Сафед-Дара выпало около 2 метров снега. В этом году осадки намного скромнее.

-17

Высота 2589м (верхняя станция гондолы). За спиной начинается красная трасса вниз. Нумерации трасс нет. Схема.

-18

У горнолыжного комплекса имеется два ратрака. Есть предположение, что ратрачат только после снегопадов. Виды красной трассы.

-19

Снежных пушек нет совсем, как и в Цее. Жаль, что трактористы ратраков совсем не пользуются отвалом, чтобы подсыпать снега с обочины на пролысину трассы.

-20

Благо катающихся по пальцам можно пересчитать.

-21

Самый нижний участок, где все трассы сливаются.

-22

Видно нижний бугель, обозначенный зелёным на схеме. Есть ещё верхний бугель и трасса для слалома рядом с ним. Но он был закрыт всё время нашего пребывания в Сафед-Дара. Говорят, в этом сезоне его запускали лишь на один день. Вдали за бугелем можно различить обнесённую маскировочной сеткой площадку для пейтбола.

-23

По-видимому, существовал ещё средний участок бугельного подъёмника. От него сохранилась только одна опора, заметна на фото выше.

-24

Трассы никак не огорожены, при желании можно свернуть в пухлячок, что мы и практиковали в первый день. Но пару раз напоровшись на камни и средненько поцарапав скользяк, отказались от этого соблазна.

-25

Международный терминал аэропорта в Душанбе в 2 часа ночи. В городе совсем нет снега, днём была замечена даже высадка цветов в грунт. Выглядело странновато, хоть и имеются небольшие островки зелёной травы, деревья сохраняют невозмутимость и листьев не выпускают. Кстати, с таджикского Душанбе переводится как "понедельник".

плюсы:

1) свободные склоны, отсутствует очередь на подъёмник

2) нет языкового барьера, все говорят по-русски, русский - официальный язык межнационального общения

3) подъёмник - гондола, а значит не мёрзнешь от ветра, когда он сильный

4) в гостинице принимали рубли, которые можно было закинуть на карточку горнолыжного комплекса, и расплачиваться ей за подъёмник и в ресторане

минусы:

1) пушек нет, с проталинами никак не борются

2) трасс катастрофически мало, всего две

3) нет дневного безлимита на подъёмник, покупка подъёмов на несколько дней загадочна даже для кассира

4) официальные имейл и телефон, указанные на сайте не отвечают, пришлось общаться через книгулицо и личные имейлы сотрудников