Самые ранние вампиры в литературе установили целый набор правил, которым пытаются следовать многие современные адаптации. Вампиры не любят чеснок, не могут видеть свое отражение, не могут выдержать удар колом в сердце и не могут выходить на солнечный свет.
Конечно, многие современные версии вампирских историй адаптированы с учетом меняющегося времени. Отражения можно увидеть в наши дни просто потому, что отражающие поверхности больше не изготавливаются с использованием амальгамы, не позволяющей вампирам отражать свет.
Но есть одно правило, которое нарушают почти все современные вампирские адаптации, от «Сумерек» до «Дневников вампира» и предстоящей «Дневной смены». Солнечный свет должен быть смертельным для вампиров. В большинстве ранних адаптаций, если вампир выходит на солнце, он вспыхивает или рассыпается в прах. Почти все современные истории находят способ обойти это. Попробуем разобраться почему так происходит.
Солнечный свет приносит драму
Часть драматизма в современных историях о вампирах связана с тем, что одни вампиры могут существовать на солнце, а другие – нет. Это создает разделение между персонажами, что позволяет сценаристам проводить четкие линии между различными типами вампиров.
Возьмем, к примеру, экранизацию «Блэйда» 90-х годов. Там Блэйд изначально единственный известный «Дневной ходок», и это рисует мишень на его спине с самого раннего возраста. Для Блэйда это лишь подтверждает, что его цель – избавиться от тех вампиров, которые ходят по ночам и увековечивают цикл насилия.
В «Дневниках вампира» амулет для защиты от солнца позволяет некоторым вампирам ходить при свете дня. Этот амулет быстро устанавливает, какие вампиры способны слиться с миром людей и сосуществовать с ним. Вампиры, носящие амулет, – это вампиры, которые хотят чувствовать себя нормальными, те, кто сохраняют свою человечность и хотят защитить людей, которые им дороги. Это не всегда так, но это ранний индикатор в сериале того, каким вампирам главная героиня Елена может доверять.
Дневные вампиры придают уникальную изюминку
Вампиры, способные ходить при дневном свете, привносят новый поворот в старую историю. Почти в каждой современной истории о вампирах наступает момент, когда зрители узнают о «правилах» и о том, как убить вампира. По крайней мере, одно из правил, пришедших из классической литературы, будет нарушено, а возможно, и больше.
Это в значительной степени результат того, что писатели признали, что правила произвольны и что они могут создавать свои собственные версии того, что аудитория теперь считает классическим мифом. В случае с «Сумерками» это означает, что вампиры могут выходить на солнечный свет, но это всё равно повлечет за собой определенные последствия. Вместо того чтобы вспыхивать, они сверкают. Это дает уникальную причину держать вампиров в тайне, но не такую, которая позволяет им так легко быть убитыми другими персонажами.
Несмотря на то, что зрители знают, что правила могут быть нарушены, они не ожидают, что одно из этих клыкастых существ сможет ходить под солнцем, поэтому, несмотря на то, что вампир-«дневной ходок» стал современным тропом, он по-прежнему является неожиданным элементом.
Съемка на месте означает съемку на улице
На заре кинематографа большинство фильмов снималось на студийных площадках, а не на улице. Сегодня всё происходит наоборот. Даже фильмы, в которых студия хочет сохранить большую часть сюжетных моментов в тайне, как, например, в кинематографической вселенной Marvel, в конечном итоге снимаются на открытом воздухе и в реальных местах, а не на изготовленных сценах. Реальность такова, что зачастую проще снимать при дневном свете.
Съемочным группам проще получить разрешение на съемки в обычное рабочее время, а не в 2 часа ночи. Осветителям легче решать вопросы, когда они видят, что делают на камере и вне ее. Актерам также легче придерживаться стабильного графика, когда они не тратят половину своего времени на ночные съемки, а половину – на дневные.
Кроме того, в последние годы зрители стали громко жаловаться в соцсетях на слишком темные сцены. «Стрела» и «Агенты Щ.И.Т.» печально известны за сцены в темных переулках, где зрители не могли полноценно увидеть происходящую сцену.
Нарушение правила служит истории
В конечном счете, нарушение этого старого вампирского правила служит новым историям. Если автор хочет, чтобы группа вампиров училась в школе и тренировалась защищать свое общество, имеет смысл разрешить им несколько солнечных дней, как в «Академии вампиров». Некоторые современные версии используют более научный подход к истории о вампирах, например, «Морбиус», объясняя различные причины чувствительности к свету, но не прямой опасности от него.
Не всё в загробной жизни вампира должно быть мрачным и обреченным только потому, что он – существо ночи :) Поскольку Голливуд и современные писатели продолжают использовать классических существ ужасов в своих историях, зрители наверняка увидят еще больше старых правил, нарушенных в угоду современному восприятию.
==========
Спасибо за то, что прочитали статью :)
Буду рад вашим лайками и комментариям! И, конечно же - подписывайтесь на мой канал, если еще не подписаны!