Интересно, уже с высоты христианства и нескольких тысячелетий истории рассматривают проблему отношения полов ап. Павел и Петр.
С одной стороны, утверждается равенство мужа и жены пред Богом, как в плане этическом, онтологическом (для Бога одинаково ценны и любимы и мужчины, и женщины, которые также одинаково ответственны пред Богом) так и в плане Благодати – женщины также могут иметь духовные дары (например, пророчество). Кроме того, как мужья, так и жены могут содействовать друг другу в спасении.
Но с другой опять постулируется древний еще со времен Адама принцип верховенства мужа над женой и безусловное первенство авторитета мужчины. Как в бытовой жизни, когда мужу предписывается любить жену и не злоупотреблять властью, так и в религиозной. Единственное исключение из этого правила – это вопрос принятия христианства
То есть никакая супружеская власть не может быть употреблена для личной веры членов семьи (а это было распространено в древности), более того если религиозный конфликт стает причиной развода, то такой развод разрешается (хотя вообще к разводам Новый Завет относится крайне негативно).
Нужно заметить, что в условиях ожидания первыми христианами скорого Второго пришествия Христа, тот же Павел говорит, что поскольку время близко, то не стоит тратить время и силы на семейные отношения, а пребывать неженатыми и незамужними и готовиться к Концу света. Однако это Павел говорит, во-первых, как рекомендацию, а не заповедь, а во-вторых, он (очевидно будучи не до конца уверенным) говорит, что это его личная рекомендация, а не заповедь, полученная от Бога.
Но самое главное, что в Новом Завете однозначно утверждается, - так это религиозная незыблемость и необходимость влечения и подчинения жены к мужу: «всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава – Бог». Во-первых, говорится о всех – «всякому» то есть это без исключений. Во-вторых, отношения жены и мужа должны быть как отношения мужа ко Христу, а они в свою очередь, как отношения Христа к Богу-Отцу. Христос полностью повиновался Отцу, и они любят друг друга, - соответственно и семейные отношения должны быть аналогичными.
Понятно, что такой высокий уровень отношений очень сложен для достижения на практике. Поэтому закономерно возникали вопросы – раз так сложно, то может вообще не вступать в брак: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мат.19:10-12)
Нужно понимать контекст этого изречения. Согласно духу и букве ТаНаХа, а также многовековой традиции древних евреев, женитьба и деторождение – были обязательными как для мужчин, так и для женщин. Неженатые воспринимались как ущербные, а бездетные – как наказанные Богом. Неженатые мужчины не могли занимать определенные должности, а неженатые женщины (кроме вдов) зачастую воспринимались как проститутки. На определенных этапах истории практиковалось многоженство, и институт наложниц, но даже для наложниц Закон производил защиту их прав.
Поэтому, когда Христос поставил высокую планку брачных отношений, то среди его учеников пошли мысли вообще отказаться от брака. Но Христос определил, что отказаться от брака можно лишь в трех случаях: физическая неспособность к половой жизни (в результате болезни или насильной кастрации) и в случае, когда человек добровольно отказывается от брака ради служения Богу (как собственно сделал Христос и часть его последователей). Да и то, в последнем случае, если «может вместить», то есть, если имеет на это духовные силы и призвание. Во всех остальных случаях брак является обязательным: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:24). Даже Павел говорит, что вдовам, которые не имеют сил для девственного жития ради Бога, нужно выходить замуж.
Значение женщины в Библии никто не приуменьшает, так как когда Бог придет в мир Он придет через рождение женщиной, и Он перед рождением будет спрашивать согласия не мужчины, но женщины.