Найти в Дзене
В деталях. О кино

Имеет ли право школьница мечтать о муже и детях: рассуждаю о конфликте из "Доживем до понедельника"

В фильме "Доживем до понедельника" есть яркий момент, когда преподавательница Светлана Михайловна отчитывает ученицу Надю Огарышеву из 9 "В". Та посмела в своем сочинении о счастье написать: "Хочу встретить хорошего человека, который искренне любил бы детей, потому что без них никто не может быть счастливым. Я хотела бы иметь двоих мальчиков и двоих девочек... Я хочу быть матерью, ведь это не менее уважаемый труд...".

Светлана Михайловна начала выдавать странную реакцию. Намекала на испорченность девочки, на ее глупость. Говорила, что подобное стыдно произносить вслух, тем более при мальчиках. Когда Надя читала свое сочинение, то едко ее подкалывала (на моменте, когда девочка вспомнила Толстого с его описанием семейного счастья, сказала что-то вроде "Ну хорошо, что хоть о литературе помнишь, а то мы тут все нервничали, правда, класс?").

Как мне было неприятно на моменте, когда Надя дочитала свое сочинение до конца и на пару секунд показали лицо учительницы - она торжественно оглядывала класс, словно была уверена, что сейчас ученики поддержат свою преподавательницу и покажут этой наглой девчонке "где раки зимуют". Невероятная жестокость со стороны взрослого человека - она словно провоцировала детей к тому, чтобы устроить бойкот однокласснице за какое-то сочинение.

Но внезапно один из ребят произнес: "Ну и что? Все же правильно сказала!". И другие поддержали, начали повторять "и что?", "что тут плохого?". О, какое лицо стало у Светланы Михайловны. "– Ну, знаете!" – только и сумела пролепетать она, растеряв все свои аргументы.

В фильме обернулось все прекрасно хотя бы потому, что ровесники встали на сторону девочки с ее мечтами о детях, а не повелись на провокацию учительницы. А могли бы довериться опыту старшего человека (ведь так часто бывает – "слово учителя закон").

Почему так повела себя учительница? Элементарная личная несостоятельность. Ведь в мечте ученицы ничего плохого не было. Даже парадоксально – в школе вроде должны прививать традиционные семейные ценности, а не вот таким способом отталкивать.

А может эта ситуация в фильме утрирована и такого быть не могло в советской школе? Увы, я верю, что кто-то сталкивался с такими учительницами. У меня была чуть схожая история. В 7 классе мы писали сочинение на тему "Кем хочу стать?". Вроде невинная тема. Но у нас была весьма жесткая учительница. И она устроила странное мероприятие все ученики по очереди зачитывали сочинения и потом Анна Юрьевна давала свою короткую оценку. И оценка эта была крайне не педагогичной, не психологичной и не тактичной. Например, она в пух и прах разнесла тех, кто написал про мечты об актерстве и пении - обвинила в тщеславии и эгоизме. Мальчика, сказавшего, что хочет стать космонавтом обвинила в наивности ("Вроде большой, а все о звездах мечтаешь. А ты уверен, что можешь стать новым Гагариным с твоей-то успеваемостью?"). Самым странным мне тогда показалась ее критики моей подружки Насти, которая написала, что планирует быть ветеринаром. Анна Юрьевна посоветовала ей взять пример с одноклассницы Тани, которая мечтать стать врачом, что по мнении учительницы более полезно, чем "лечить зверюшек".

Источник gtrk-kaluga.ru
Источник gtrk-kaluga.ru

У нас тогда в детстве не хватило смелости дать отпор учительнице. Она победила и была очень горда собой. В конце заявила, что "надеется на то, что мы вынесли урок из разбора сочинений и в будущем сможем выбрать правильную жизненную дорожку". Вышли с того урока мы грустные и молчаливые. Друг с другом ничего не обсуждали. Но осадок остался - видите, я даже до сих пор ситуацию отпустить не могу.

Возможно, вы со мной не согласны и считаете, что учителя имеют право на подобные оценки "мечт" детей? Возможно, что кто-то даже оправдывает поступок Светланы Михайловны из "Доживем до понедельника"?