Это просто песня какая-то! Вы только представьте себе - на дворе 1959 год, Италия среди законодателей кинематографической моды; еще жива память о неореалистах, Феллини уже снял "Дорогу" и "Ночи Кабирии", восходит звезда Антониони... ну, в общем, вы понимаете, да? И вдруг среди этого гурманского великолепия - "Бурлаки на Волге"... Естественно, удержаться и не посмотреть было невозможно :)
Это своего рода шедевр, серьезно. Если вы когда-нибудь смотрели немые фильмы и размышляли на тему - как бы они выглядели, если бы были озвучены, то вы можете посмотреть "Бурлаков". Нет, стилистика актёрской игры, конечно, не столь наигранно-театральна, но вот сюжет - один в один: рррромантическая дррррама, прям "ах!".
Режиссёр Вячеслав Туржанский - выходец из России. Как и многие, в начале десятых годов прошлого века "заболел" кинематографом, приехал в Москву, учился у Станиславского, актёрскую карьеру сменил на режиссёрскую, стал работать как режиссёр в "Товариществе Ермольева". Первые его фильмы не вызывали ничего, кроме критики, пресса издевалась:
"По трупам к счастью", "И ждёт она суда нечеловеческого", "Загробная скиталица", "Сын страны, где царство мрака" и т.д. – все эти страшные названия никого не испугают и не привлекут <...> если барабан издаёт громкий звук, то внутри он совершенно пуст. ("Пегас", 1916, №5, стр. 77)
После революции Туржанский эмигрировал и продолжил снимать. Судя по "Бурлакам на Волге", всю свою карьеру он снимал всё такое же непритязательное кино, как и в первые годы. Рекомендовать могу только для лулзов, поэтому просто кратко перескажу, проиллюстрировав кадрами из фильма.
Дело происходит во времена правления Александра Третьего (1890 год). Саратов. Алексей Орлов, ротмистр, празднует свадьбу. Его невеста Ирина - сестра жены командира Орлова, генерала Горева. Отличный выбор для карьеры, чоуж. Правда, молодая как-то странно себя ведёт - то тормозит, то шампань глушит, то уехать скорее хочет, то хохотом заливается, то домой ехать отказывает (в общем, вроде Настасьи Филипповны для бедных).
К счастью, Туржанский в арт-хаусе не замечен, а потому не заставляет зрителя слишком долго ждать и гадать - что ж там с молодой происходит-то! Ирина, признаётся новоиспечённому мужу (предварительно спросив - точно ли он её любит), что у нее была интрижка с генералом Горевым, взял он её силой, предварительно напоив. И она беременна... Но теперь она любит только своего Алёшу.
Орлов, разумеется, в шоке - попал он конкретно. Причем - вишенкой на тортике - с Ириной его генерал и познакомил, то есть, брак для прикрытия был цинично организован, а ротмистр попался как полный болван. И он не находит ничего лучшего, как пойти в гостиную и влепить Гореву оплеуху. Скандал, крики, Орлова арестовывают.
Поскольку Алексей никому не говорит причину своего поступка, наказание ему грозит серьезное - разжалование в солдаты и отправка в штрафное подразделение. В штрафном его пропускают через строй.
Тем временем сослуживцы Орлова пытаются ему помочь. Оказывается, все знают, что Горев сделал с Ириной (дааа... в гарнизоне, как и в деревне, ничего не утаишь), а потому требуют от генерала отменить наказание Алексея. Генерал, разумеется, отказывается, на что офицеры угрожают подачей массовых прошений об отставке. "Так это же бунт!" - возмущается Горев и сажает всех под домашний арест.
А Ирина, собрав все свои деньги и драгоценности, едет к мужу. В штрафбате царит полный бардак, женщина легко договаривается с комендантом (за бабло, конечно), что ей дадут свидание с мужем. Им предоставляют гостевую комнату в домике на опушке леса. И пока слуга Ирины спаивает коменданта, сама она уговаривает мужа бежать - мол, граница близко (интересно, какая граница рядом с Саратовым, вы не в курсе? Я тоже...). Оседлав лошадок, супруги пускаются в путь. В дрезину пьяный комендант умудряется выстрелить, и, конечно, попасть.
Поскольку Алексея еще ждут приключения, сценаристам надо избавиться от Ирины - ну, не прятать же её среди бурлаков, правда? Поэтому раненая Ирина (занятно раненая, кстати, её блузка такая же белая, как и была в начале) вскоре со стоном сообщает - не могу, мол, больше.
И красиво падает с лошади, подождав, пока муж её подхватит. Орлов смачивает ей лицо из кстати подвернувшегося ручья, тут приходит медведь и пугает лошадей. Лошади убегают, медведь, сделав своё дело, уходит. Орловы остаются без транспорта, и дальше Алексей несёт жену на руках.
Она, естественно, умирает - аккурат в тот момент, когда Орлов добирается до скита со старцем. Поручив старцу похороны и отдав ему все украшения Ирины, бывший ротмистр отправляется дальше. Конечно, в это время за ними уже снарядили погоню, но, как Ахиллес никогда не догонит черепаху, так и конные преследователи никогда не догонят пешего парня.
Далее Алексей знакомится с бурлаками - весёлыми парнями, истинно свободными людьми, которые живут в своё удовольствие, между делом таская баржи на небольшое расстояние.
- Эй, ребята, до Волги далеко? - интересуется Лёха, выскочив из кустов около реки.
- Да вот же она! - сообщает главный бурлак, - сейчас она почти два километра в ширину, а весной, в половодье, будет пять или шесть.
- Чёёрт... и как же мне без денег через неё перебраться? - задает беглец совсем не риторический вопрос.
Бурлаки, проникнувшись историей Орлова, принимают его в свою компанию и знакомят с красивой девушкой Машей - дочерью трактирщика. Не подумайте чего плохого - знакомят, само собой, чтоб она помогла парню переплыть Волгу.
Маша - девушка эмансипированная: она и песни с цыганами поёт, и с бурлаками дружит, и вообще делает всё, что захочет. Девушка, познакомившись с Алексеем, соглашается ему помочь (еще бы - влюбилась с первого взгляда, а то как же!). Но любовь была недолгой - казаки, ищущие Орлова, сообщили ей, что сбежавший преступник убил свою жену и украл её драгоценности. Маша прогнала Орлова прочь, ну а бурлаки взяли его в бригаду, не поверив преследователям.
Генерал Горев вне себя от злости, что опасный для него человек сбежал, он приказывает искать Орлова и не сдаваться, пока не найдут, бурлаки скрывают беглеца и защищают его, Маша, поверив, что Алексей - не преступник, помогает ему, вследствие чего между ними возникает роман. Короче, в лучших традициях приключенческо-романтического жанра - скачки, погони, драки, стрельба, лубофф.
Ну а сослуживцы Орлова добились справедливости, и теперь уже Горев должен предстать перед судом. Но генерал, не желая оного, отправляется не к месту суда, а на поиски Алексея, чтоб уничтожить нежелательного свидетеля. Тем не менее, добрые силы тоже не дремлют, и самый главный генерал отправляет на помощь бравому ротмистру другой отряд.
Справедливость восторжествовала, Орлов спасён и едет на суд (в качестве свидетеля) с новой любимой женой.
ЗЫ Все события - от свадьбы до освобождения и новой жены - занимают не более двух недель.
Моя оценка 3 (нет, конечно, так-то он и на двойку не тянет, оценку повышаю за массу лулзов: не каждая комедия может так насмешить :)
От А до Я. Зарубежное кино 50-х и ранее