Найти тему
KlinHas

Путешествия по Беларуси — Поставы и Лынтупы (31 часть)

Есть ли в Беларуси места, до которых проблематично добраться? Разумеется, такие места есть. Даже если вы обладаете личной машиной, в некоторые дали можно добраться только пешком. Для любителей покататься на поездах тоже существует подобного рода вызовы, и сегодня я поеду в такое место. Подготавливайте план поездки, мы выезжаем!

Добраться на поезде из Минска туда проблематично. Сперва нужно доехать до Крулевщизны. Прямых поездов всего три, и у них не самое лучшее расписание. Можно проехать и на электричках с пересадкой в Молодечно, но это будет долго и тоже неудобно с точки зрения пересадок.

Поезд Минск — Крулевщизна
Поезд Минск — Крулевщизна

Дальше только хуже. До Лынтуп идёт всего два максимально неудобных поезда. Делать пересадку в 3 утра я не хочу, как и приезжать в половину девятого.

Поезд Крулевщизна — Лынтупы
Поезд Крулевщизна — Лынтупы

Помогли мне с этим делом междугородние автобусы. В 12:47 я был в Поставах, а затем, в 15:00, отправился на ПАЗе в Лынтупы.

Междугородний автобус Минск - Поставы
Междугородний автобус Минск - Поставы
Междугородний автобус Поставы - Лынтупы
Междугородний автобус Поставы - Лынтупы

Сперва Поставы для меня были только местом пересадки на автобус до Лынтуп, но потом я стал изучать местные достопримечательности и удивился тому, какой интересный это город. Время между двумя автобусами потратил на его изучение.

Начну с неоготического костела Святого Антония. Строился он с 1898 по 1904 годы.

Стоит костёл на живописном берегу реки Мядельки.

Напротив, на другом берегу, виднеется Свято-Николаевский собор, который построили в 1984 году.

Площадь Ленина и окружающая её историческая застройка.

Главной достопримечательностью города можно назвать масштабный дворец Тызенгауза в стиле классицизма, внешне прекрасно сохранившийся до нашего времени.

Строительство дворца началось еще в 1760-е года по указу Антония Тизенгауза на месте усадьбы. Строительство велось долго и с перерывами, и закончилось только в 1830-е года.

Схема из "Збора помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Віцебская вобласць"
Схема из "Збора помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Віцебская вобласць"

Хорошую внешняя сохранность обошлась дорогой ценой: внутри не осталось ничего исторического, даже планировки. После Второй мировой войны здание было переоборудовано под больницу, частью которой остается и по сей день.

Наш дворец - стационар №2.
Наш дворец - стационар №2.

Обхожу дворец. С обратной стороны есть вход в музей, но он был закрыт из-за пандемии.

После на автобусе я отправился в Лынтупы (ударение на первую «ы»). Сразу по приезду я увидел костёл Святого апостола Андрея, построенный в 1908—1914 годах в необарочном стиле.

Закрыто.
Закрыто.

После костёла меня ожидала усадьба Бишевских. Начну с раскрашенной нейросетью старой аэрофотографии всего населённого пункта. В этом отчётике для облегчения восприятия я буду очень часто использовать такие фотографии. Я допускаю, что нейросеть несовершенна, и передаваемые цвета, скорее всего, в реальности были не совсем такими. Также возможно появление артефактов. Однако, я считаю, что эффект получается невероятный.

Бишевские владели Лынтупами с 1850-х до 1939 года. Дворец же здесь в 1907 году построил Юзеф Бишевский. Очень часто встречал историю про то, что он был влюблен во французскую актрису, но она поставила ему условие: построить шикарный дворец. Несмотря на то, что условие было выполнено и дворец в эклектичном стиле был построен, в конце-концов она ему отказала. В 1939 году Бишевский был вынужден бежать из Лынтуп. В советское время во дворце располагался спиртзавод и школа, а потом здание отдали в руки разрухе.

Усадебный дом располагается на островке, со всех сторон окружённом рекой Лынтупкой. Более подробно объект можно рассмотреть на интерактивной карте в самом начале, но я для ясности ещё прикреплю скриншот.

-17

На островок ведёт три моста, которые сейчас перекрыты железными листами и обтянуты колючей проволокой. Дело в том, что в 2010 году усадьбу с аукциона приобрела частная компания с целью восстановления и открытия здесь отеля или базы отдыха. Она успела частично восстановить дворец, но до полного восстановления дворцово-паркового ансамбля ещё далеко. Сейчас на объекте не наблюдается никакой активности. Она отсутствует на протяжении нескольких лет, если верить сообщениям других путешественников.

Итак, я подхожу к забору на первом мосте. Выглядит непреступно, но дворец видно хорошо.

Обхожу дворец с севера по самодельному мосту.

Трехарочный мост. Перекрыт и непреступен.

Дворец всё ещё поражает своей красотой, хотя некоторые детали уже трудно различить, например пристань. Тут помогут исторические фотографии.

Также на берегу напротив усадебного дома стоит коптильня, №3 на схеме выше.

Обойдя круг вокруг острова, я, РАЗУМЕЕТСЯ, не стал проникать на огороженную территорию. Все последующие фотографии просто случайно нашёл в Интернете.

И первое же здание поставило меня в тупик. Оно выглядит, как новострой. Или же это очень плохо отреставрированный флигель?

-23

Этого здания нет на схеме из «Збора помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Віцебская вобласць» (1985), которую я использовал выше, но оно есть на схеме А. Т. Федорука в книге «Садово-парковое искусство Белоруссии» (1989).

Этого здания я не увидел рядом с дворцом и на аэрофотографиях времён Первой мировой.

-25

Покопавшись в Интернете, я не смог найти ни одной фотографии этого здания целиком, только какие-то части. Оно выглядит очень невзрачно, неудивительно, что его никто не фотографировал.

После всего нашел новость из 2007 года тут, где был небольшой комментарий:

Ещё не так давно во дворце размещалась школа-интернат, в честь чего в парковом ансамбле возникло уродливое здание из силикатного кирпича.

Звонок в местный сельсовет подтвердил догадку. Школа переехала в новое здание в 1991, с тех пор дворец и эта уродливая пристройка пустуют. С этой проблемой разобрались. Однако, всё ещё не очень понятно, почему новый владелец решил «реставрировать» это здание в первую очередь, а не просто снести его или вложить все силы и деньги в дворец.

Но продолжим обход дворца.

И в последний раз окунёмся в прошлое. Попасть в усадьбу можно было через две таких брамы.

Путь обратно в Минск был ещё более интересным. В 21:00 сел на поезд до Полоцка, в единственный плацкартный вагон.

В Полоцк приехал в 4 утра, через 2 часа сел на прямой поезд до Минска. Легкотня, я считаю.

Спасибо за внимание и до встречи в следующих отчётиках!