Преподавание литературы в современных российских школах похоже на семью королевы Великобритании – вроде есть, но непонятно зачем. Большинство произведений даётся в сокращённом виде, контекст создания произведения проговаривается мельком, да и в целом понять его без жизненного опыта того же Толстого или Достоевского крайне затруднительно. Нельзя детям ведь максимально честно рассказывать всю подоплёку нашей великой классики – это ведь практически экстремизм.
Дело в том, что подлинно великим произведение искусства становится, если оно ловит дух времени, как джина в бутылку. Постоянно бурлящий мир вокруг нас таит в себе тысячи героев и мириады сюжетных хитросплетений, которые тонут в тумане обывательского взгляда. Возможно, прямо сейчас, в соседнем доме за кухонным разговором решаются будущие судьбы мироздания – кто знает, может по соседству с вами живёт будущий Ленин?
Истинное же мастерство автора заключается в том, чтобы передать это многоплановое бурление в стилистически бесподобном виде, отразив действительные чаяния людей в определенный период времени. Он должен поймать этого джина, чтобы будущие поколения могли обращаться к магическому арестанту и через него узнавать подробности о том, как жилось в стародавние времена.
Естественно автор может отразить жизнь только конкретного социального среза общества. Не стоит забывать, что мир поделён на господ и слуг, соответственно и искусство само по себе до предела партийно. Вне политики искусства не бывает – даже лишённые смысла песни современных артистов находятся в контексте политики, так как своим существованием отупляют ту часть общества, которая должна бороться за лучший мир.
Поэтому подлинно великими становятся произведения, которые отражают миропонимание именно прогрессивного класса. Дмитрий Григорович, например, не входит в плеяду русских классиков, несмотря на стилистически красивый слог. Дело в том, что он выражал регрессивные взгляды, выставляя помещичье-буржуазный строй как единственно верный. При этом он старался вымазать обычного сельского мужика необтёсанным грубияном, который хочет, чтобы им управлял благородный барин.
Искусство становится великим, когда оно отражает дух времени с точки зрения класса угнетённого. И в этом смысле великая русская литература - яркий тому пример. Она донельзя революционна и донельзя наполнена ненавистью к существующему тогда строю. Она призывает бороться и в явном, и в тайном виде.
Пусть главными героями редко выступают крестьяне и рабочие, пусть зачастую критика распространяется не на всю систему, а лишь на её части, всё равно великие русские писатели - это в первую очередь прогрессивно настроенные граждане и только потом великие демиурги. Начиная от Пушкина с его «Письмом к Чаадаеву» и Толстого с его «Воскресеньем» до подлинно революционных гениев, как Горький и Маяковский – всё это прекрасные образчики критики старого, которые желают изменить мир.
Русский социальный роман – целый жанр, который был разработан гениями словесности и отшлифован через мощную школу критики. Именно через художественную форму первые народники пришли к своим идеям, и именно Чернышевский с романом «Что делать?» вдохновил многих будущих научных марксистов. Читать великую русскую литературу и при этом быть сторонником существующих порядков – вещи несовместимые.
Мы, как общество, должны себе в этом признаться. В царящем вокруг нас консерватизме, в попытке отыграть всё назад и возродить Российскую империю люди предают то культурное наследие, которое нам всем так дорого. Попытки части элиты и монархически настроенных кругов вернуться на пару сотен лет назад – преступление против великих мастеров искусства.
Они вложили свои силы в свержение отсталого монархического строя в Российской империи. Они же впоследствии воспевали подвиги пролетарского государства, которого нас лишили вскормленные либерал-национальными идеями Гайдары, Чубайсы и Ельцины. И сегодня под новым соусом нам предлагают продолжение всё того же пути, который обозначил первый президент РФ. Мы должны сделать свой выбор: или мы за прогрессивное развитие, то бишь за великую русскую культуру, или мы за дикий капитализм, который уже с середины 19 века несовместим с прогрессом и общим человеческим счастьем.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы.
#фотон #общество #политика #искусство #классика #капитализм #Российская империя