Найти в Дзене
Лилия М.

Депрессия и алкоголизм американского художника из Российской империи Маркуса Яковлевича Ротковича.

История художника разорвавшего отношения с семейством Кеннеди, пославшего к черту отель For Seasons. История напуганного иммигранта, смелого живописца, пьяницы и разочаровавшегося иудея – Марка Ротко.

Маркус Яковлевич Роткович
Маркус Яковлевич Роткович

Родился Маркус Яковлевич в Российской империи в латвийском городе Двинск (сейчас называется Даугавпилс) в 1903 году.

Даугавпилс. Наши дни.
Даугавпилс. Наши дни.

Отец Маркуса был человеком очень образованным, работал фармацевтом. Яков увлекался идеями марксизма и был яростно антирелигиозным, что скорее всего было обусловлено страхом за детей и желанием выжить, т.к. гонение на иудеев и обвинение иудеев во всех бедах империи создавало множество опасностей в жизни семейства Ротковичей.

В начале своего жизненного пути все дети получали образование светское. Чтение было обязательной частью их повседневной жизни. Марк был младший из четырех детей и возращение его отца к религии и общине, которое все же случилось, не смотря на все страхи, повлияло именно на Марка больше всего. Мальчика направили в возрасте пяти лет в хедер (начальная иудейская школа) для изучения Талмуда.

Из-за страха призыва сыновей в армию Российской Империи, а Первая мировая война была уже на носу, Яков принял решение эмигрировать в США со старшими сыновьями, а в 1913 году к ним присоединились и мама с Марком и сестрой Соней. Остановились в городе Портленд штата Орегон.

Портленд, Орегон. Наши дни.
Портленд, Орегон. Наши дни.

Первой трагедией на жизненном пути Марка стала именно потеря отца. К сожалению, у Якова был рак кишечника и вскоре он умер, оставив семью без содержания в новой стране. Марку пришлось очень не просто, он и его сестра работали с ранних лет, зарабатывали физическим трудом, Марк продавал газеты у своего дяди, чтобы семья оставалась на плаву.

Десятилетний мальчишка год оплакивал смерть своего отца в синагоге Портленда, горе его не утихало, ответов на вопросы не было, и он поклялся никогда более порог синагоги не переступать и разорвал все связи с религией. Так мир потерял одного талантливого иудея.

В 17 лет Маркус закончил школу Портленда и уже был очень интересным молодым человеком. Он знал 4 языка - английский, латвийский, русский и идиш и был членом еврейской общины, в которой зарекомендовал себя как активист политических дискуссий.

Будущий авангардист поступил в Йельский университет получив стипендию, учиться намеренно, прилагая усилия он не любил и просто много читал, изучал лишь то, что его действительно волновало. Такое поведение сказывалось и на посещаемости, и на успеваемости негативно. Стипендию Марк потерял, но продолжил обучение, совмещая учебу и работу. Нрав человека саркастичного подтолкнул его к основанию нового сатирического журнала университета The Yale Saturday Evening Pest. Журнал высмеивал буржуазный дух и консервативность школы. Закончив второй курс, он все же бросил престижный Йель.

Роткович с товарищем работают над журналом
Роткович с товарищем работают над журналом

Все это время в Маркусе художника не было, выражать себя в живописи он даже и не думал. Художник Маркус Роткович родился лишь осенью 1923 года. 20-летний парень в поисках своего предназначения нашел работу в Нью-Йорке и в квартире у друга художника увидел, как студенты творческого вуза рисуют модель. Мэтч случился мгновенно, Маркус понял в ту же секунду, что вот это именно то, чем он бы хотел заниматься всю свою жизнь. Роткович поступил в Parsons School of Design и жизнь заиграла новыми красками.

Одним из его преподавателей в школе дизайна был Аршил Горки, художник армянин, переживший геноцид, исламизацию армян, боль от участия в которых он выражал через свое творчество.

Аршил Горки « Художник и его мать»  1926 год.
Аршил Горки « Художник и его мать» 1926 год.

Марк брал уроки в группе Макса Вебера, знаменитого кубиста, американского еврея, выходца из Российской империи, как и сам Марк, но Макс был из Польши.

Макс Вебер. 1909 год. «Лето»
Макс Вебер. 1909 год. «Лето»

Первая персональная выставка Маркуса состоялась в Нью-Йорке в 1935 году. Он был женат на прекрасной дизайнерше ювелирных украшений Эдит Сачар. Очень он ее любил. Маркус еще не создал свои цветовые поля и пятна и работал в стиле импрессионизм. Критики и галеристы отметили талант художника и умение чувствовать цвет и вообще были к ему благосклонны. Счастливый период жизни художника.

Композиция 1 – 1931 год
Композиция 1 – 1931 год
Автопортрет 1936 год
Автопортрет 1936 год
«Вход в метро» 1938 год
«Вход в метро» 1938 год

В 1940 году Маркус Роткович под страхом нарастающего антисемитизма в Европе и Америке принимает решение поменять имя на Марк Ротко.

Марк Ротко
Марк Ротко

Период с 1940 по 1950 годы является переходным в творчестве Марка, он изобретает свои «мультиформы». Вторая мировая война подтолкнули его к поискам новых форм выражения переполняющей бури эмоций. Брак с Эдит так же был сложным, отношения как американские горки, с постоянными расставаниями.

«Медленный водоворот на краю моря» 1945 год.
«Медленный водоворот на краю моря» 1945 год.
«Комната в Корнаке» 1946год.
«Комната в Корнаке» 1946год.
1948 год. мультиформы
1948 год. мультиформы
1949 год.
1949 год.

В 1942 году состоялась совместная выставка Маркуса и его товарища художника Адольфа Готлиба в одном из старейших универмагов в Нью-Йорке Macy's .

Адольф Готлиб
Адольф Готлиб
Живопись Адольфа Готлиба
Живопись Адольфа Готлиба

Критики The New York Times написали негативный отзыв о примитивности творчества авторов, на что Ротко в ответ разразился манифестом: «мы выступаем за простое выражение сложной мысли. Мы за большую форму, потому что она производит впечатление недвусмысленного. Мы хотим восстановить плоскость изображения. ... Мы за плоские формы, потому что они разрушают иллюзию и раскрывают истину».

Он был абсолютно уверен в своем искусстве и в своем виденье. Маркус окончательно нащупал свой стиль, и не смотря на болезненный развод с первой женой, новый брак с молодой и легковесной Мэри Элис «Мелл» Бейстл, назвать который благополучным тоже было нельзя. Не смотря на огромную потерю - смерть своей любимой матери Кейт в 1948 году, направление творчества было выбрано окончательно. До самой своей смерти Марк продолжит творческие поиски вокруг своих «мультиформ».

Марк Ротко и Мелл. Совсем не похожа на алкоголичку.
Марк Ротко и Мелл. Совсем не похожа на алкоголичку.

В 1950 году Маркус со Мелл отправились в Европу, художник был на пике славы, он читал лекции, выставлял свои работы, многое продавал. Под конец поездки супруги поняли, что Мэри Элис беременна. На свет появилась маленькая Кейт, названная в честь любимой матери Маркуса.

Марк Ротко и малышка Кейт
Марк Ротко и малышка Кейт
1951 год
1951 год
1958 год
1958 год

Росла слава автора, а вместе с ней и его тревога. Критики были противоречивы, но положительных отзывов все же было больше, да и коллекционеры его любили. У него были покровители, он становился богатым человеком. Но Марку, как истинному творцу, все время казалось, что он не понят, что он одинок. Что в его картинах видят лишь пятна для интерьера, а он писал историю. Он хотел, что бы зрители испытывали те же сильные эмоции, что и он при работе. Полотна становились все больше, они должны были окутать своим цветовыми полями каждого зрителя и погрузить его в атмосферу личных переживаний автора. Для Ротко цвет — «просто инструмент», для покупателей - цветовое пятно в интерьер.

Именно на эту ловушку попалось семейство Кеннеди. По легенде сестре Кеннеди очень нравились полотна Маркуса, но человек она была не деликатный и после галантного приглашения Марка на инаугурацию Джона попросила «примерить» его полотна к своим модным интерьерам. Большей ярости, в которую впал художник и представить трудно. Ротко до конца своих дней и слышать о Кеннеди не хотел.

Подобна история произошла и с рестораном отеля Four Seasons. Контракт был подписан, Маркус написал сорок работ для оформления ресторана, выбрал новую для себя горизонтальную композицию. Путешествовал по Европе для вдохновения и последующей реализации этого проекта, но после посещения роскошного убранства ресторана, ему настолько опротивела сама идея творить для буржуазной публики, что контракт он разорвал и вернул аванс полностью.

В 1963 году супруга родила второго ребенка, Кристофера. Маркус был счастлив наследнику, но с каждом годом он становился все мрачнее и нелюдимее, что напрямую отражалось в его работах.

Марк и малыш Кристофер
Марк и малыш Кристофер
1968 год
1968 год
-23

Последним творческим проектом в жизни художника стала Часовня Ротко в Хьюстоне, штат Техас. К сожалению, он уже не увидел ее открытия. Работа длилась на протяжение шести лет. Он участвовал и в процессе согласования архитектурного проекта. Марк был уверен, что его работы и само пространство церкви станут его последним и самым мощным высказыванием.

Часовня Ротко в Хьюстоне.
Часовня Ротко в Хьюстоне.
Мрачный интерьер часовни
Мрачный интерьер часовни

С 1968 года здоровье Марка пошло под откос, алкоголизм и курение, которые позволить он себе уже не мог, закрытый образ жизни, огромные полотна, на которые у него уже не хватало физических сил и постоянные скандалы с супругой не делали его жизнь лучше. В 1969 году Марк расстался с женой и окончательно переехал жить в свою творческую студию. Умер Ротко плохо и рано. В феврале 1970 года ассистент обнаружил тело художника на кухонном полу, возле раковины. Марк покончил жизнь самоубийством, пытался вскрыть себе вены и напился таблеток. Ему было 66 лет. Записки он не оставил, она была лишней, всего его работы последних лет и есть предсмертная записка или крик о помощи.

"Черное на сером." 1969 год.
"Черное на сером." 1969 год.
1970 год - последняя работа Марка Ротко "Красное на красном" Именно ее обнаружил на мольберте самоубийцы помощник. А может быть это был последующий пиар ход для успешной продажи полотна.
1970 год - последняя работа Марка Ротко "Красное на красном" Именно ее обнаружил на мольберте самоубийцы помощник. А может быть это был последующий пиар ход для успешной продажи полотна.

Спустя полгода после его смерти умерла и Мелл, от злоупотребления алкоголем, ей было 48. Не смотря на негативное мнение многих ненавистников абстрактного экспрессионизма, Марк Ротко навсегда поселился в мировой истории живописи и к сожалению в мировой истории психиатрии. Его работы продаются более чем за 80 миллионов долларов и остаются мечтой множества коллекционеров, а студенты, будущие психиатры изучают ход развития депрессии по цветовым полям Ротко.