Вопрос непростой, если, конечно, не говорить о любовных романах всех мастей. А о них я говорить не буду. Не потому что против такой литературы, а потому что в таких романах любовная линия — основная. На ней строится весь сюжет, поэтому без любви никак.
Речь в статье пойдёт о книгах других жанров, в которых, казалось бы, можно обойтись и без романтических отношений
Что такое любовная линия
Несмотря на кажущуюся очевидность, это тоже непростой вопрос. Особенно для современной литературы. Чтобы на него ответить точно, надо сначала определиться с тем, что такое любовь. Мне в эти дебри забираться не хочется, тем более рассуждать о возможности/невозможности однополой любви. Поэтому я обращусь к одному древнему определению. В интернете его кому только не приписывают, но я точно знаю, что это строки из древнеиндийского трактата о любви «Aнанга ранга» («Лестница любви»), и прочитала я это определение очень давно, ещё в студенческой молодости. «Любовь — это три влечения. Влечение души порождает дружбу. Влечение ума порождает уважение. Влечение тела порождает плотское желание. Соединение трёх влечений порождает любовь».
Итак, любовная линия — это развитие отношений между двумя людьми, которое приводит к возникновению такого сильного чувства, как любовь. В отличие от дружбы и простой симпатии, любовь предполагает сексуальное влечение, но им не ограничивается, поэтому любовная или романтическая линия никоим образом не сводится к «постельным сценам».
Они вообще могут не иметь никакого отношения к любви. Более того, описание накала страсти или трепетной нежности вообще может оставить собственно секс за скобками. Примеров тому масса — от истории Квазимодо до отношений Базарова и Одинцовой.
Романтическая линия, как и любая сюжетная линия, имеет свои арки. Она начинается с первого контакта героев, который часто бывает совсем не нежный, затем по мере узнавания меняются отношения, появляется интерес, возникают и крепнут чувства. В развитии отношений бывают свои спады и подъёмы, влюблённые могут ссориться, мириться, расставаться и снова встречаться. То есть у романтической линии есть собственный сюжет.
Он может быть не связан с основным сюжетом, а идти как бы фоном, на заднем плане. Например, в романе «Отцы и дети» аж четыре романтических линии, но роман не об этом. Романтические отношения героев здесь нужны для раскрытия и сравнения их характеров. Часто встречается любовь, как украшение повествования, например, в приключенческих романах Жюля Верна, Джека Лондона. Но нередко романтические отношения так тесно вплетены в сюжет, что без них он рассыплется, хотя произведение нельзя отнести к любовному роману. В качестве примера можно привести «Анну Каренину» Л. Толстого, «Грозу» Н. Островского, «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго и др.
Любовная линия — аргументы за
Итак, зачем нужна любовная линия? Большинство её сторонников скажут: «С ней интереснее». И будут правы, но это не объяснение. Я могу выделить четыре основных аргумента в защиту любовной линии.
- Любовь и романтические отношения в целом — это часть нашей жизни, причём для многих далеко не второстепенная часть. Без этих отношений жизнь блёкнет, становится беднее, утрачивает полноту. Даже если любовь несчастна, а отношения приносят боль, это всё равно жизнь. А хорошая литература всегда является отражением и осмыслением реальности. Если же из книги выкинуть важную часть этой реальности, пойдёт ли такое на пользу произведению? Недаром же отсутствие романтической линии в хорошей книге часто вызывает ощущение, что чего-то в ней не хватает.
- Романтические отношения между героями помогают раскрыть их образы, сделать их более жизненными. В частности, например, показать слабость сильного и самоуверенного героя или, наоборот, силу и самоотверженность того, кто казался слабым.
- Любовная линия делает произведение объёмнее, ярче, более психологичным, даёт ещё один повод сопереживать героям.
- Женщины составляют существенную (если не бо́льшую) часть читательской аудитории. А для них произведение с романтической линией, как правило, привлекательнее. И опять же здесь речь идёт не о «постельных сценах», а об отношениях любви, нежности, заботы, стремлении защитить и т. д.
Но, конечно, самый важный — это первый аргумент. Нельзя достоверно описать жизнь, не затрагивая столь важной её стороны.
Любовная линия — аргументы против
Учитывая сказанное выше, может показаться странным, что эти аргументы вообще есть. Однако и всегда были писатели, которые воздерживались от описания романтических отношений героев, например, А. и Б. Стругацкие. А сейчас таких авторов стало особенно много, конечно, преимущественно среди мужчин. Но и у женщин-авторов встречаются произведения без любовной линии. Например, У О. Громыко или у А. Лисиной.
Можно назвать несколько причин, по которым любовная линия исключается из произведения.
В первую очередь, это неуместность. Да, есть жанры, где любовная линия лишняя или, по крайней мере, необязательная. Она просто мешает раскрытию сюжета, отвлекает внимание читателей от основной интриги, например, в детективе или в вестерне. В сатирическом произведении любовная линия тоже кажется неуместной, её трудно, например, представить в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
В боевик, где ковбои и индейцы гоняются друг за другом, плохо вписывается женский образ. Хотя некоторым авторам такое всё же удаётся. Но это сложно.
И сейчас авторы фантастических или фэнтезийных боевиков вполне обходятся без любви, которая только усложняет отношения героев, а необходимости в ней авторы не видят. Нет, секс в современных боевиках чаще всего есть, но речь-то не о нём, а о более сложных отношениях.
Чрезмерное внимание романтическим отношениям в мужской прозе сейчас не в моде — времена А. С. Пушкина и А. Дюма давно прошли. Современные авторы стесняются писать о любви, считая, что «розовые сопли» — это для женской прозы. И как в старой поговорке, «с водой выплёскивают ребёнка».
Хорошо прописанная романтическая линия добавляет произведению яркости и психологизма, но требует от автора боевика буквально ювелирного литературного мастерства. А если его нет? Значит, вообще не стоит усложнять себе и герою жизнь, потому что всё снова сведётся к «постельной сцене». Переспит герой с очередной красоткой из трактира и пойдёт дальше воевать с нечистью. Может, и лучше, что подобные авторы не берутся за любовную линию?
С моей точки зрения, книга вполне может быть хорошим и даже талантливым произведением и без романтических отношений. Пример тому произведения Стругацких. Но с любовной линией всё же лучше. Жизнь показана полнее и интерес читателей выше. Кстати, отмечу (а то в комментариях упрекнут), что среди современных авторов-мужчин тоже немало тех, кому удаются романтические отношения, а любовь и нежность не делает их героев слабее. Их имена, думаю, вы и сами можете назвать.