Найти тему

Извлекаем пользу из, казалось бы, малоэффективного учебного материала. Он обязательно пригодится!

Не «отбрасывайте», как вам кажется, малоэффективный учебный материал. Он – тоже ключ к вашему успеху. Источник: blob:https://zen.yandex.ru/6c1daa6d-1261-4711-b714-cfe9d0c6e6c0
Не «отбрасывайте», как вам кажется, малоэффективный учебный материал. Он – тоже ключ к вашему успеху. Источник: blob:https://zen.yandex.ru/6c1daa6d-1261-4711-b714-cfe9d0c6e6c0

Сегодня мы рассмотрим вторую систему действий, направленную на улучшение качества образования - извлечение пользы из учебного материала, который в силу отсутствия дополнительных условий его усвоения или ввиду проецируемых на данный материал ваших ошибочных убеждений мало помогает вам в овладении им.

С первой рекомендацией по повышению продуктивности обучения мы разобрали в другой публикации: https://zen.yandex.ru/media/id/6253c003b90d9b693769a892/62c6f2f439d8b33f993881a8

Чтобы показать, как выглядит со стороны данная проблема, и каковы последствия её игнорирования, предлагаю вам ознакомиться с её типичным проявлением. Представьте такую ситуацию: вы слушаете объяснения преподавателя, понимаете пояснения им того, что лично вам необходимо усвоить; неплохо выполняете при нём упражнения, к концу занятия возможно наличие забытых вами составляющих изучаемых тем. Делая схожие задания дома, начинаете ощущать, что вам чего-то сильно не хватает (вы будто без рук, без ног). Начинаете искать необходимую для успешного осуществления работы информацию из различных источников, тратите на это много времени, иногда пересматриваете те же сведения, чтобы выполнить аналогичные ранее встречавшиеся в работе действия. Следование поставленным задачам с почти ненужным поиском информации повторяется изо дня в день. Постоянно встречающиеся препятствия в реализации учебной деятельности, которые идут в разрез с желанием активного и продуктивного освоение нового, снижают мотивацию. В результате, успеваемость ухудшается.

Теперь давайте проанализируем, почему подобные ситуации происходят.

Причины длительной работы над предлагаемой активностью и несоответствие ожидаемого с реальным следующие:

1) неточное представление о навыках и умениях, которые вам необходимо сформировать;

2) минимальное количество правил / инструкций или их отсутствие в используемых на занятиях средствах обучения, обусловленное:

а) высокой практической значимостью и широкой направленностью изучаемого предмета;

б) предполагаемым овладением учащимися исходными знаниями, навыками, умениями;

3) неумение пользоваться прилагаемыми к заданиям вспомогательными средствами

Первый фактор сам по себе не влияет на качество образования, но установки, направленные на усвоение материала, способны изменить мотивацию, которая, как мы знаем, тесно связана с успеваемостью.

Второй и третий факторы напрямую воздействуют на ваши успехи в учёбе.

Исходя из содержания положения под пунктом 2 а) учащимся нужно много трудиться: систематически упражняться в выполнении действий, нацеленных на прочное усвоение предлагаемых для изучения навыков и умений.

В соответствие с тем, что указано в положении 2 б), перед тем, как перейти к усвоению данных навыков и умений, следует предварительно усвоить данные новообразования на более простом уровне.

Что касается третьей причины длительной работы над раздираемой активностью, при её наличии ученикам необходимо сравнивать прилагаемый к усваиваемым темам вариант фиксирования информации с другими видами представления сведений.

Сегодня мы рассмотрим первую причину недостаточного овладения изучаемой темой.

Перед тем, как разобраться, какие действия помогут вам развеять ложные представления о вышеприведённых новообразованиях, рассмотрим механизм формирования убеждений о том, что мы усваиваем. На этот механизм оказывает воздействие опыт овладения соответствующей дисциплиной, реже - другими учебными предметами, а также развитие аналитического мышления. Поэтому данные представления возникают после значительного периода обучения. Если мы имеем в виду общеобразовательную школу, то к такому периоду относится примерно пятый - шестой учебный год ребят.

Чёткие представления о том, что необходимо освоить, и как это достичь, возникают во взрослом возрасте. В данный период жизни обучающиеся точно знают, для чего им нужны определённые познания, за исключением младших студентов ВУЗов, которые в некоторых случаях (это относится не ко всем ребятам) продолжают учёбу согласно наставлениям родителей. Чаще всего познания, которые необходимо получить обучающимся, связаны с профессиональной сферой.

Взрослые могут проходить подготавливающие их к будущей работе курсы в высших учебных заведениях, (о чём мы только что рассуждали), посещать серии занятий, направленные на повышение квалификации, а нередко - на улучшение уровня владения иностранным языком. Тема прохождения курсов иностранных языков является очень актуальной. Владение ими существенно повышает конкурентоспособность на рынке труда. Конечно, среди них наиболее востребованный международный английский, которому как раз посвящён мой блог. Выучить английский самостоятельно на таком уровне, чтобы его можно было применять в деловых отношениях сложно, чтобы минимизировать данные трудности, можно позаниматься по специальным программам.

Существуют также учебные курсы в рамках дополнительного образования для пожилых людей. Эти программы реализует, например, «Московское долголетие». Смотрите подробнее как я проходила практику в «Московском долголетии» по ссылке: https://zen.yandex.ru/media/id/6253c003b90d9b693769a892/6269487f031eff3556b02316

Несоответствие представлений об учебной деятельности, совмещённое с желанием успешно усвоить изучаемую дисциплину, реальным итогам занятий побуждает учащихся предъявлять требования к преподавателю. Причём чем вы старше (если вы студенты старших курсов или работаете немалый срок по специальности), тем больше вы будете выдвигать требований. Пожилые слушатели обычно более снисходительны к работе преподавателя, потому что для них важно не столько получение знаний, сколько общение со своими сверстниками и молодыми людьми.

Итак, если вы не удовлетворены изучаемым материалом, свободно говорите вашему наставнику, по каким учебникам, методам вы предпочитаете заниматься, какие типы активности вас привлекают. Понимающий преподаватель обязательно отреагирует на ваши просьбы. Он либо перестроит свою работу, либо объяснит вам, почему он ведёт занятия тем или иным образом.

Перестройка работы преподавателя может быть уместна не ввиду того, что он неправильно её организовывает, как это часто бывает при неопытности наставника, а так как выбранные им приёмы не соответствуют вашим ожиданиям. Например, вы хотели бы научиться описывать то, что происходит на фотографии вашим близким, а не говорить о том, что делаете вы / делают другие люди в данный момент, что имеет место сейчас. Для решения обеих задач требуется изучение "Present Continuous". Но для осуществления той из них, которую вы для себя поставили, следует разобрать спряжение глаголов в указанном времени только в первом лице, единственном числе; разобрать лексику, связанную с тем, что можно показать на фото: с вашими хобби, значимыми событиями из жизни, праздниками, а также с – близкими вам людьми – вокабуляр по разделам: «семья», «друзья». Для реализации первой задачи необходимо разобрать все формы спряжения глаголов в "Present Continuous", рассмотреть разнообразные пласты лексики, включая глаголы-исключения: (не у потребляющиеся в "Continuous" или образующиеся в данном времени несколько иным способом).

Когда изначально используемые наставником работы приемлемы, то пояснения выбранных им приёмов вполне достаточны.

Во всяком случае, приглядитесь, насколько уверенные и логичные шаги наставника в перестройке своей деятельности и / или объяснении выбора стиля преподавания. Возможно, преподаватель теряется, задаёт много уточняющих вопросов, постоянно переходит от одного предлагаемого вами и другими обучающимися учебнику к другому, периодически руководствуясь своим старым пособием.

Это как раз говорит о его неопытности. В данной ситуации лучше собрать совет из учеников и преподавателя, где все участники образовательного процесса обдумывают оптимальную траекторию учебной деятельности. Нет ничего плохого в том, что ученики ненадолго становятся советниками. Вышеописанное собрание немного укрепляет их взаимоотношения между собой и преподавателем, ваши сообщения о собственном опыте изучения дисциплины будут очень полезны для наставника, недавно приступившего к своим обязанностям и имеющего пока ещё ограниченное количество практических выводов. Если вы – пожилые слушатели, то, наверняка, вам самим захочется поделиться вашим опытом, чтобы ощутить его ценность. А он, несомненно, ценный.

Последний вариант разворачивания событий: преподаватель вам чётко разъяснил всё, о чём вы его раскрашивали (его комментарии обоснованные, к ним трудно придраться). Но занимаясь с наставником, вы ещё не заметили прогресса. Не огорчайтесь! Причина этого кроется в том, что овладение некоторыми навыками и умениями – многоэтапное и занимает длительное время.

Убедимся в том, что данное явление имеет место быть на примере формирования навыка и умения в рамках обучения английскому языку. Эти понятия неоднократно встречались в наших статьях. Создаётся впечатление, что они выражают одно и то же, но это не так. Давайте разберём, чем эти понятия отличаются, уславливаясь, что мы имеем дело с иностранным языком.

Навык – это основанная на регулярной тренировке автоматизированная способность выполнять действие, являющееся помощником в осуществлении устного или письменного речевого произведения.

Раскрываю суть упомянутого понятия посредством описания конкретного навыка – навыка понимания аутентичной (оригинальной) иноязычной речи. Данная способность имеет представленное наименование, поскольку с ходу, без постоянной отработки её невозможно реализовать. Кроме того, само по себе понимание того, что говорит носитель языка, не является речевым произведением, оно даже не относится к созидательному действию, здесь место отводится исключительно восприятию. Но без сформированности рассматриваемой способности вы не сможете разыграть диалог с собеседником, где от вас требуются адекватные услышанному ответные реплики; высказать своё мнение по поднимаемой говорящим проблеме; реферировать (пересказывать с некоторой долей анализа) устно воспринятый контент. Все перечисленные работы принадлежат к речевым произведениям.

Выделим другую особенность разбираемого понятия. При овладении сложным навыком следование этапам предполагает освоение более простых навыков. Анализируемый нами навык – как раз сложный.

Чтобы научиться понимать аутентичную иноязычную речь нужно последовательно овладеть такими навыками, как вычленение речи:

а) преподавателя при одновременном чтении аналогичного аудиозаписи текста, к которому могут прилагаться вспомогательные картинки;

б) преподавателя без опор;

в) носителя языка при параллельном просмотре видео-фильмов с английскими титрами или чтении соответствующего аудиозаписи текста;

г) носителя языка без вспомогательных средств.

Теперь рассмотрим, что такое умение.

Умение – это способность самостоятельно, без каких-либо опор создавать устные или письменные речевые произведения.

Успешное выполнение ранее представленных систем речевых действий, обусловленное способностью воспринимать речь иностранца на слух, безусловно, относится к умениям.

Но мы разберём другую часть представленного типа новообразования – умение написания эссе. Перед тем, как указать ступени его развития, отмечаю: составное умение формируется благодаря поэтапному овладению наиболее простыми умениями, которые, в свою очередь, предполагают приобретение навыков. Простые умения и навыки могут быть независимыми друг от друга (получение одного из них не влияет на получение другого).

Переходим к структуре нашего умения. Она представлена в нижерасположенной схеме. Под цифрами расписаны входящие в её состав последовательно развивающиеся умения, в круглых скобках указаны соответствующие навыки:

Чтобы успешно справиться с эссе, необходимо:

1) написание вступления к теме – формулирование введения (использование слов / выражений, помогающие выдвинуть принятые в социуме высказывания по теме [здесь отмечается о рассматриваемом предмете то, что указали бы о нём большинство индивидов];

2) Выражение собственной позиции к теме ( а) применение вводных сочетаний, выражающих мнение; б) использование слов / фраз, позволяющих выстроить убеждения);

3) доказательство своего мнения посредством приведения примеров из личного опыта или из литературы ( а)применение в речи языковых единиц / конструкций, позволяющих перейти к подтверждению своей позиции аргументами; выдвижение примеров в отдельном виде, вне контекста; б) нахождение доказательств в литературных источниках; в)формулирование и сопоставление доказательств в тексте эссе);

4) обобщение написанного – формулирование вывода ( а) употребление слов / фраз, помогающих приступить к умозаключению; б) представление собственных суждений на основе анализа включённых в работу данных).

Одно умение здесь можно развить, даже если упустить предыдущее. Так, можно научиться доказывать своё мнение без способности написания вступления. В то время, как последующей ступенью навыка сложно овладеть без усвоения предшествующей – трудно воспринимать речь носителя языка без вспомогательных средств, если вы до этого не довели до совершенства вычленение сказанного иностранцев с помощью титров или текста.

Но при необращении внимания на одно из простых умений, формирование сложного новообразования будет неполным или, того хуже, недостигнутым. Например, если вы не научитесь делать вывод, то эссе у вас будет получаться незаконченным, без подведения итогов. Предположим, вы ещё не умеете доказывать своё мнение, используя аргументы; тогда эссе вы не напишите, потому что упомянутое умение реализует построение его главной части, выделяющей данную работу от других литературных жанров.

Мы убедились, что и навык, и умение в пределах изучения иностранного языка, включая английский, может быть многогранным. Иногда наставник не может сразу определить, как будет протекать усвоение такого типа новообразования и, соответственно, он вам не станет указывать последовательность формирования последнего, потому что продолжительность каждых операций зависит от их объёма операций, которые варьируются исходя из скорости и самостоятельности решения вами поставленных задач.

Несмотря на то, что преподаватель, возможно, не расскажет вам о последовательности развития того или иного новообразования; в любом случае он пояснил, каким умением предстоит овладеть, поскольку именно на формирование речевых умений направлено обучение иностранному языку. Однако, знать конкретные составляющие умения вы не должны, это – работа наставника. Вам нужно присмотреться, научились ли вы тому, что раньше не умели делать, затем – овладели ли вы в полной степени комплексной деятельностью, после того, как вы освоили несколько других операций. Если ответы на данные сферы наблюдения у вас позитивные, значит вы движетесь верным курсом к академическому успеху. Если же нет, то трудности могут быть вызваны другими причинами, часть из которых мы уже разобрали, часть рассмотрим позже. Вам нужно действовать исходя из характера самой причины.

И последнее, что хотелось бы сегодня добавить, ввиду того, что процесс развития отдельных навыков и умений, как мы теперь знаем, длительный. Не спешите научиться всему сразу, подождите, при отсутствии других препятствий в учёбе вы обязательно достигните положительного результата.

Как вы думаете, влияют ли на академический успех неточные представления о навыках и умениях? На каком этапе обучения у вас появились определённые установки в изучении английского языка? Были ли они неверными? Удалось ли вам разобраться, почему у вас появилось неправильное понимание о той или иной стороне предмета, и разрешить возникшие в ходе овладения языком затруднения? Поделитесь вашим мнением и опытом в комментариях, буду рада их с вами обсудить. Не забудьте также поставить лайк, если статья была для Вас полезной, а также подписаться на мой канал. Я подготовлю новый интересный материал.

Успехов Вам и Вашим близким в изучении английского языка!

Лингвист-преподаватель, репетитор Валерия