Законодательство о материнском капитале действует в нашей стране уже более 15 лет – с января 2007 года – однако вопросов, связанных с его применением, не становится меньше.
Например, если у женщины есть несовершеннолетние дети от первого брака, с отцом детей она развелась, снова вышла замуж и теперь хочет получить материнский капитал на покупку квартиры, то надо ли выделять доли в праве собственности на эту квартиру отцу детей или новому мужу?
Раньше имелась неразбериха в самом законодательстве: изначально в части 4 статьи 10 Федерального закона №256-ФЗ от 29.12.2006 (назовем его «Закон о маткапитале») было предусмотрено, что жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, оформляется в общую собственность РОДИТЕЛЕЙ, детей и иных совместно проживающих с ними членов семьи. Закон этот был принят, как известно, в декабре 2006 года и применялся с 1 января 2007 года. То есть, с одной стороны, закон первоначально связывал право на долю в купленном жилом помещении с кровным родством, а не с брачными отношениями, а с другой стороны, тут же указывал на «иных членов семьи», подразумевая, что родители детей тоже являются членами одной семьи, что, конечно, далеко не всегда соответствовало действительности. Кстати, упоминание об иных членах семьи, которых надо наделять долями, было исключено из Закона в связи с принятием первых же изменений от 28.07.2010, вступивших в силу 02.08.2010, теперь речь в Законе шла только о родителях и детях.
Часть 5 той же статьи 10 Закона о маткапитале предусматривала, что Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации. Эти Правила были утверждены через год Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 №862.
В первой редакции Правила не предусматривали никаких особенностей наделения тех или иных лиц долями в жилом помещении, приобретенном с использованием маткапитала. А вот вторая редакция Правил, которая начала действовать с 24.01.2009, уже предусмотрела необходимость оформления жилого помещения в общую собственность РОДИТЕЛЕЙ, детей и иных совместно проживающих с ними членов семьи (подп. «д» п.13), хотя в других пунктах указывалось на возможность погашения за счет маткапитала ипотечного или иного кредита, взятого СУПРУГОМ лица, имеющего право на меры государственной поддержки в виде маткапитала, и среди документов, которые должны были быть поданы в Пенсионный фонд, предусматривалось свидетельство о БРАКЕ (подп. «ж» п.13). В третьей редакции Правил, действие которой началось с 04.12.2009, было устранено это внутреннее противоречие, упоминание о родителях было полностью исключено из Правил, и с этого момента оформление жилья, приобретенного с использованием материнского капитала, предусматривалось Правилами в собственность лица, получившего сертификат, его СУПРУГА и иных совместно проживающих с ними членов семьи. Отметим, что упоминание об «иных совместно проживающих» членах семьи было полностью исключено из Правил только с 11.04.2020.
Таким образом, с 2009 года возникло противоречие между Законом о маткапитале и указанными Правилами, в связи с чем было неясно, кому же выделять доли – отцу ребенка (будем рассматривать самый частый вариант, когда получателем сертификата являлась женщина), даже если женщина с ним не была в браке или развелась, или супругу женщины, даже если он не отец ребенка?
С одной стороны, любой юрист знает, что в случае противоречия закона и постановления правительства применять надо закон как вышестоящий по иерархии нормативный акт. Но, с другой стороны, получалось, что Правила следовало игнорировать – то есть, они зря написаны были? При этом сам закон содержал на них ссылку.
В таких случаях юристы ждут разъяснений высших судебных инстанций – Верховного Суда РФ или Конституционного Суда РФ.
Первым по этому вопросу высказался Конституционный Суд РФ в своем Определении от 03.03.2015 №431-О. Он указал на необходимость системного подхода к толкованию норм права Закона о материнском капитале и Правил и сделал вывод: «Супруг получательницы сертификата в обязательном порядке должен быть включен в число участников общей долевой собственности на объект индивидуального жилищного строительства только в том случае, если он является отцом ее детей (ребенка)».
Однако через год Верховный Суд РФ выпустил Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016, где занял противоположную позицию. Высшая судебная инстанция судов общей юрисдикции, опираясь на п.4 ст.10 Закона о маткапитале, указала, что на жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского капитала, оформляется общая долевая собственность РОДИТЕЛЕЙ и детей (пункты 10-14).
Почему Верховным Судом РФ изначально была проигнорирована позиция Конституционного Суда РФ от 03.03.2015, неясно. Однако в последующих решениях (определениях) по конкретным делам Верховный Суд РФ поменял свою позицию и начал ссылаться на указанное выше Определение Конституционного Суда РФ от 03.03.2015, указывая, при определении долей в приобретенном жилом помещении необходимо учитывать не просто отца ребенка (детей), а супруга, который одновременно является отцом ребенка. В этом можно убедиться, ознакомившись с Определением Верховного Суда РФ № 24-КГ16-22 от 31.01.2017 и его Решением №АКПИ18-915 от 24.10.2018.
Наконец, в 2020 году законодательное противоречие было устранено – в Закон о маткапитале были внесены изменения, вступившие в законную силу с 12.03.2020, которые, как и Правила, предусмотрели оформление жилья в собственность лица, получившего сертификат, его СУПРУГА и детей. С тех пор и Закон о материнском капитале, и правительственные Правила предусматривают наделение долями в жилье, купленном с использованием маткапитала, супруга женщины, а не отца ее детей.
Таким образом, по нашему мнению, и позиция Конституционного Суда РФ, и позиция Верховного Суда РФ, высказанные в указанных выше документах, устарели в связи с изменением законодательства. Теперь при использовании материнского капитала значение имеют зарегистрированные брачные отношения между женщиной и ее супругом, а не кровное отношение отца к детям – кто детей воспитывает в зарегистрированном браке, тот и имеет право на долю в жилом помещении, приобретаемом на средства материнского капитала. Мы считаем, это справедливо, а каково ваше мнение?
Специальной судебной практики судов высших инстанций после марта 2020 года по вопросу «наделять мужа или отца детей долями» мы не нашли – видимо, правоприменительная практика стабилизировалась после устранения законодательных противоречий. Можно лишь отметить, что в свежем Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2021) цитируются нормативные положения о наделении долями именно супруга женщины, а не кого-то другого (пункт 58).
- Основатель "Агентства безопасных сделок" - Александр Киселев, +7921-94-64-555