Жили-были старик со старухой 30 лет и почти 3 года. Но на этом схожесть сказки с реальной жизнью заканчивается.
Дело было так: в 1986 двое молодых тогда людей решили создать семью. В браке купили они землю с домиком, решив оформить право собственности на мужа, и проживали в этом домике всей семьей – супруги, их двое детей и впоследствии еще и внучка.
В 2018 уговорил старик свою старуху дать нотариально заверенные согласия на продажу участка и дома. И уж каким образом она читала эти согласия у нотариуса, только не поняла она, что речь идет об их домике – объясняла потом, что подписала, не проверяя.
А потом вывез старик из дома свои вещи по-тихому, документы на недвижимость забрал и сообщил старухе, что уходит от нее.
И вот тут сюрпризы повалили, как из рога изобилия: оказалось, что старик еще пару недель назад подал иск на развод (продолжая проживать с семьей и сохраняя видимость семейных отношений!), а за день до получения согласия своей старухи он уже продал дом и участок фирме, в которой сам являлся учредителем, несовершеннолетнюю же дочь втайне от жены зарегистрировал в «однушку» вместе с 11-ю чужими людьми.
Придя в себя, женщина отозвала свои согласия и пошла в суд. Три инстанции встали на сторону старика – мол, читала согласия, когда подписывала, значит, знала, на что идешь – но на удачу вмешался Верховный Суд РФ. В своем Определении от 02.02.2021 N33-КГ20-8-К3 он напомнил, что при добросовестном поведении надо учитывать законные интересы и второй стороны, не умалчивать, а содействовать ей в получении информации, указал на недопустимость злоупотребления своим правом.
Впрочем, возможно, спасло ситуацию именно то, что одна из дочерей ловкача была еще несовершеннолетней, и это возымело решающее значение для суда. Высшая судебная инстанция указала, что «ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида».
В общем, решения нижестоящих судов отменили. А если бы ловкач решил продать «домик с садиком» постороннему человеку? Ведь и нотариальные согласия жены имел!
Так что, проверяйте и перепроверяйте недвижимость перед покупкой, разговаривайте не только с риэлтором продавца, но и с самим продавцом, с членами его семьи, не стесняйтесь задавать вопросы, выясняйте, где семья будет жить после продажи своего жилья. Помните: слишком тщательных проверок не бывает, бывают только недостаточные.
Источник: Определение Верховного Суда РФ от 2 февраля 2021 г. N 33-КГ20-8-К3
- Основатель "Агентства безопасных сделок" - Александр Киселев, +7921-94-64-555