Найти тему
RRDR

ОТ БАГГИ С ЛОШАДЬЮ ДО МОТОВЕЗДЕХОДОВ СUV (1 часть)

Hisun Strike 1000 2022 года выпуска
Hisun Strike 1000 2022 года выпуска

В последние 10-15 лет индустрия полноприводных мотовездеходов совершила настоящий рывок в своей эволюции, пройдя точку полного оборота по своей исторической спирали развития от гужевого вида транспорта до современных UTV и Side-by-Side. Так восстановим хронологию эволюции, столь популярных сегодня внедорожных машин для активного отдыха в сегменте off-road.

dune buggy ~1935-1940 гг.
dune buggy ~1935-1940 гг.

БАГГИ не от Volkswagen ЖУК

Начнем с развенчания исторического фейка, который, благодаря бесконечному и бездумному тиражированию в интернете, намертво укоренился в российской части мотовездеходной индустрии, да и вообще в автомобильном мире.

dune buggy ~1930-1935 гг.
dune buggy ~1930-1935 гг.

А именно с абсолютно несоответствующего действительности утверждения, что «для изготовления первых багги обычно использовались вышедшие из употребления автомобили «Фольксваген Жук». От уменьшительной формы американского названия «Жука» и произошло название «buggy», то есть «жучок» - конец цитаты абсолютно фейковой исторической справки из «Википедии»

Слово «багги» произошло совсем не от названия автомобиля Volkswagen Beetle. Понятие «багги» появилось аж в конце 1700-х годов в лондонском (Англия) сленге и этим словом называли легкие фаэтоны.

-4

Багги — это легкая повозка с колесами, запряженная лошадью. Именно такое значение было у данного существительного в начале еще XX века, когда разговор касался о передвижение на местности.

Типичная американская версия багги представляет собой управляемое владельцем четырехколесное транспортное средство простой конструкции для одного или двух человек. Удивительно, в позапрошлом веке придумывались даже багги-амфибии.

Buggy-Boat 1859 года
Buggy-Boat 1859 года

Buggy-Boat разработан Перри Дэвисом из Провиденса, Род-Айленд, в 1859 году, даже есть соответствующий патент. Корпус багги-бота был похож на лодку, пружины представляли собой толстые полоски резины, а задние колеса превратились в гребные колеса, которые приводились в движение ручными заводными рукоятками. Довольно необычный автомобиль. Особенно для своего времени.

Buggy-Boat 1859 года
Buggy-Boat 1859 года

ОТ ДЕПРЕССИИ К РАЗВЛЕЧЕНИЮ

Но, вернемся в начало ревущего 20 века, а точнее к началу третьего десятка прошлого столетия, когда словосочетанием dune buggy («багги для дюн») стали называть самодельные маленькие автомобили построенные для поездок по мелким фермерским делам и по песчаным дюнам.

dune buggy ~1930-1935 гг.
dune buggy ~1930-1935 гг.

Строились такие машины зачастую из старых деталей Chevrolet, Ford Model A, B и T , коих уже тогда хватало на американских автомобильных свалках.

-9

Первые dune buggy появились где-то в конце 20-х годов прошлого столетия, что весьма задолго до прихода в США первой партии Volkswagen Beetle .

dune buggy ~1930-1935 гг.
dune buggy ~1930-1935 гг.

Триггером для появления в США автомобильных самоделок в заметно массовом порядке, стала Великая депрессия (англ. Great Depression) — мировой экономический кризис, начавшийся 24 октября 1929 года с биржевого краха в США и продолжавшийся вплоть до 1939 года.

dune buggy ~1920 гг
dune buggy ~1920 гг

У людей просто не было денег для покупки новых автомобилей. Выход? Пойти на свалку старых автомобилей и, собрать себе «самобеглую повозку» самостоятельно.

dune buggy ~1930-1935 гг.
dune buggy ~1930-1935 гг.

Ну, а если строишь себе машину сам, то не грех ее модифицировать под сугубо личный взгляд каким должен быть твой автомобиль.

Есть идея втиснуть огромный двигатель в крошечный кузов? А почему нет! Установить толстые колеса от трактора без колесный арок? Вообще Агонь! Раскрасить красивыми языками пламени? Никто не мешает! Будет заметней в толпе с другими самоделками.

Hod Rod
Hod Rod

Удивительно, но именно из этой волны автомобильного «самостроя» 30-х годов, началось формирование американских авто-поп-культур Hod rod, Сustom и Вuggy.

Hod rod и Сustom, 1954 г.
Hod rod и Сustom, 1954 г.

Все современные «Ход роды» и «Багги» родные братья, вышедшие из одного макроявления – постройки отдельными энтузиастами своих автомобилей самостоятельно.

dune buggy ~1930-1935 гг.
dune buggy ~1930-1935 гг.

Отметим, что до 1950 года в США никто не знал о существование автомобиля Volkswagen Beetle, а субкультуры Hod rod и Dune buggy уже существовали не первой десяток лет.

dune buggy ~1930-1945 гг.
dune buggy ~1930-1945 гг.

ПРИШЕСТВИЕ "ЖУКА"

Но, было бы совсем не справедливо говорить, что Volkswagen Beetle не повлиял на историю субкультуры связанной с dune buggy.

Когда именно слово «багги» в разговорной речи избавилось от приставки «дюна» невозможно определить. Скорей всего это произошло естественным образом, после исчезновения с проезжих дорог последних багги запряжённых лошадьми. Хотя еще долго выпускались целые журналы DUNE BUGGY и DUNE BUGGIES

-17

Зато точно известно - первая партия VW Beetle до берегов Нового Света добралась в 1950 году в количестве 328 штук.

Первые VW Beetle до США добрались только 1950 году в количестве 328 штук
Первые VW Beetle до США добрались только 1950 году в количестве 328 штук

Благодаря талантливой рекламной компании, построенной на самоуничижение. Уже в 1954 году продали 8086 единиц VW Beetle. В 1957 году было реализовано казалось невероятные 50 059 штук, но Ежегодные продажи неуклонно продолжали расти.

Самоуничижительная реклам VW оказалась весьма действенным инструментом продвижения.
Самоуничижительная реклам VW оказалась весьма действенным инструментом продвижения.

«Великая депрессия» стала достоянием истории, а в 50-х годах прошлого столетия экономика США переживала бурный подъем.

В 1960 году за год продали рекордные 117 868 ед. VW Beetle.

-20

VW Beetle был настолько дешевым — 1565 долларов 1960 года (* сегодня эквивалентно порядка 14 000 «вечно зеленых»), что покупка совершенно нового VW Beetle и его разборка под постройку buggy, могла рассматриваться, как неплохая альтернатива ползанию по свалкам в поисках деталей, которые можно было бы собрать вместе.

-21

Но в США не сразу сообразили, что VW Beetle отличный донор для багги

-22

ПЕРВЫЙ DUNE BUGGY на базе "ЖУКА"

Достоверно зафиксировано, что первым кто переделал VW Beetle в багги, стал Скотт Маккензи, блестящий гонщик и мелкосерийный производитель автомобилей из Сан-Фернандо, штат Калифорния.

Где-то на рубеже 1956-1957 гг Скотт Маккензи взялся за переделку новенького «Фольксваген Жука» ( Volkswagen Beetle) в dune buggy.

Да, все началось с "запиливания" абсолютно нового "Жука" в багги.

-23

Так что, скажем до свидание, еще одному укоренившемуся в России историческому фейку о том, что багги на базе «Жука» начали строить, используя поддержанные экземпляры.

В начале большинство коллег и знакомых посмеялись над Маккензи с его замыслом переделать VW Beetle в машину для песчаных гонок.

Но талантливый гонщик разглядел в «Жуке» идеальную базу для подстроки своего будущего dune buggy. Маленький. Легкий. Надежная конструкция рамы. Двигатель сзади, следовательно, основной вес приходится на ведущие колеса.

Посмею предположить - именно малые габариты и заднемоторная компоновка «Жука» привлекла внимания профессионального гонщика Скотта Маккензи.

Он уж точно знал, что колесящие по песочным пустыням мексиканцы на своих пикапах специально ставили в кузов 50-галлонные бочки с водой для обеспечения задним ведущим колесам наилучшие сцепление с рыхлым грунтом.

Никто раньше не использовал Beetle для создания багги для езды по дюнам, поэтому Маккензи, стал настоящим пионером и родоначальником целой авто-поп-культуры.

Хотя в своем первом варианте переделки «родной» двигатель «Жука» он поменял на мотор от GM Corvair (*6-цилиндровый оппозитник, воздушного охлаждения).

Первый "Жук" переделанный в dune buggy
Первый "Жук" переделанный в dune buggy

К слову, модель автомобиля GM Corvair 1960 года была первой и единственной для того времени американской машиной с заднемоторной компоновкой.

GM Corvair 1960
GM Corvair 1960

Правда, общие габариты шасси этой машины, явно не располагали к резвым покатушкам по песчаным дюнам

GM Corvair 1960
GM Corvair 1960

В последствие, ряд выигранных гонок Скоттом Маккензи с унизительной для других коллег-участников демонстрацией явного преимущества концепции его багги построенного на базе VW Beetle, вполне логично повлекло за собой многочисленное копирование и быстрый рост популярности «Жука» среди армии «самодельщиков», увлеченных гонками по калифорнийским дюнам и далеко-далеко за их пределами.

-27

И пока VW Beetle в заводской комплектации ставили рекорды по продажам.

-28

Переделанные «Жуки» в болиды dune buggy беспрецедентно зарабатывали статус рекордсменов по количеству побед в гонках на грунте вне благоустроенных дорог.

dune buggy  в кузове VW Beetle
dune buggy в кузове VW Beetle

По мере роста популярности переделанных «Жуков» один из дилерских центров VW в Лос-Анджелесе, увидел возможность извлечь из этого свою выгоду.

В начале 1960-х годов в Лос-Анжелесе официально стартовали продажи модели VW EMPI Sportster (*Engineered Motor Products Incorporated), переделанный в багги Beetle , который можно было заказать в готовом виде или в виде комплекта.

EMPI Sportster, 1960 год
EMPI Sportster, 1960 год

Факт появления модель VW EMPI Sportster в 1960 году, можно зафиксировать как выход субкультуры самодельных buggy (багги) на совершенно новую эволюционную ступень.

В первую очередь, связанную с началом коммерческого тиражирования автомобилей класса «багги», активно поддержанное рекламными компаниями, пропагандирующие активный отдых за рулем этих маленьких, но очень юрких и всепролазных автомобилей.

Ну, а то, что слово «beetle», по одному из своих вариантов перевода пересекается с одной из смысловых нагрузок слова «buggy» - и то и другое в контексте конкретного разговора можно перевести, как «Жук» - это чистой воды случайное совпадение!

Впрочем, мудрецы утверждают: случайных совпадений в нашем мире не бывает.

VW EMPI Sportster
VW EMPI Sportster

Как бы там ни было, а именно VW EMPI Sportster становится отправной точкой широкой популяризации багги и визуализации этой авто-поп-культуры

на фото смена коротких эпох VW EMPI Sportster уступает место новой иконе стиля dune buggy Meyers Manx
на фото смена коротких эпох VW EMPI Sportster уступает место новой иконе стиля dune buggy Meyers Manx

ИКОНА ПОП-КУЛЬТУРЫ ПЛЯЖНЫХ БАГГИ

Именно VW EMPI Sportster вдохновил калифорнийского молодого художника, строителя лодок и серфера Брюса Майерса (Bruce Meyers) в 1964 году придумать и создать cвой прототип багги Old Red Meyers Manx

Old Red Брюса Майерса (Bruce Meyers)
Old Red Брюса Майерса (Bruce Meyers)

История багги Old Red достойна отдельного материала и обязательно его «забомблю»

Сейчас лишь скажу – одним из ключевых моментов успеха успех Old Red Meyers Manx стало то, что его создатель Брюс Майерс (Bruce Meyers) не был отягощён профессорско-инженерными познаниями в автомобилестроение.

Брюс Майерс смело отказался от штатного стального днища и убогого жестяного кузова EMPI Sportster (*убогого на взгляд бунтовщика-серфенгиста Брюса Майерса)

Он на свой страх и риск, целиком и полностью сделал ставку на стекловолокно, создав из него монолитный монокок.

ставка на стекловолокно сработала
ставка на стекловолокно сработала

Как, потом признавался сам Брюс Майерс (Bruce Meyers) на первом испытание он ожидал, что его кузов рассыплется на мелкие кусочки, поэтому в поля прихватил с собой спальный мешок и несколько пластов стекловолокна со смолой.

Морально бунтовщик-изобретатель был готов к ремонту своего прототипа под открытым небом в дюнах.

На удивление все прошло более чем удачно. Даже совершили несколько прыжков

-36

В последствие багги разных модификаций под брендом Meyers Manx завоевали сердца тысячи поклонников.

термин dune buggy еще фигурировал в рекламных плакатах Meyers Manx
термин dune buggy еще фигурировал в рекламных плакатах Meyers Manx

Эта машинка стала кристализатором субкультуры dune buggy выведя тривиальный «самострой» на орбиту целой новой поп-культуры пляжных багги.

Багги для поездок по песку стали попали на страница глянцевых модных журналов, газет и, конечно, мелькать в кадрах кинофильмов.

«Золотой век» пляжных багги успех Old Red Meyers Manx продлился с 1964-1971 гг.

Всего 5 лет  машинки Meyers Manx продержались на олимпе dune buggy, вплоть до появления более дешевых и более всепролазных трициклов.
Всего 5 лет машинки Meyers Manx продержались на олимпе dune buggy, вплоть до появления более дешевых и более всепролазных трициклов.

МОЛОДАЯ ШПАНА НА ТРЕХ КОЛЕСАХ

Официально утверждается, что выпуск пляжных автомобилей под брендом Meyers Manx пришлось приостановить из-за недобросовестных конкурентов, которые цинично копировали машины Meyers и реализовывали их с серьезным демпинговым дисконтом.

Наверно, отчасти так оно и было. Однако, главным могильщиком пляжных багги, стала компания Honda, выпустившая в 1970 году первый в мире трехколесный dune buggy модели Honda US90

Honda US90 - только после 4-х лет выпуска эти трициклы официально обозначат, как транспорт класса  ATC (ALL-TERRAIN VEHICLE)
Honda US90 - только после 4-х лет выпуска эти трициклы официально обозначат, как транспорт класса ATC (ALL-TERRAIN VEHICLE)

Почему трицикл Honda US90 назвал dune buggy?

Данный аппарат на рынке позиционировался, как многоцелевой вид транспорта для путешествий, работы и… веселых поездок по песку. В рекламных постерах того времени можно встретить четкое определение Honda US90 - dune buggy

Honda US90 - это так же dune buggy
Honda US90 - это так же dune buggy

Конечно, корректность причисления трицикла Honda US90 к dune buggy легко оспаривается, но из песни слов не выкинешь, а уж слово из бумаги не вырубить, особенно виртуальной бумаги.

Так же трудно будет и опровергнуть факт того, что идея установки на трицикл шин низкого давления пришла от шестиколесного вездехода AmphiCat. О чем вспоминали сами инженеры Honda.

AmphiCat - пожалуй, именно этот мотовездеход следует называть прародителем всех современных квадроциклов и мотовездеходов/багги
AmphiCat - пожалуй, именно этот мотовездеход следует называть прародителем всех современных квадроциклов и мотовездеходов/багги

Первый вездеход-амфибия AmphiCat в продажу поступил в конце 1969 года. Производился и реализовался как в Америке, так и в Канаде.

В начале 70-годов еще не существовало устоявшегося понятия, как ATV, но в рекламных буклетах AmphiCat о нем говорится именно, как о ALL-TERRAIN VEHICLE.

 Концепция AmphiCat с использованием шин низкого давления - стала поворотной в дальнейшем развитие ATV индустрии.
Концепция AmphiCat с использованием шин низкого давления - стала поворотной в дальнейшем развитие ATV индустрии.

Кстати, и у Honda US90 обозначение ATC (All-Terrain Cycles) появится только через 4 года после начала выпуска этого трицикла, т.е. в ~ 1975 году.

Скорей всего это связано с разрастанием модельного семейства трициклов, которые потребовалось объединить в один общий класс.

вместе с трициклами в одной "обойме" продавался чистокровный dune buggy ODYSSEY
вместе с трициклами в одной "обойме" продавался чистокровный dune buggy ODYSSEY

И обратите внимание вместе с трициклами ATC «Хонда» выпускала настоящий mihi dune buggy cо своим собственным названием ODYSSEY

-45

Правда, в отличие от трициклов (ATC) мини dune buggy не пользовались особой популярностью.

И если другие производители, как Suzuki, Yamaha и множество более мелкие компании начали производить и продавать свои модели трехколесных мотовездеходов, то у багги Honda ODYSSEY клонов не было.

Данный факт, красноречиво указывает на не достоверность информации, что свою популярность трициклы получили исключительно благодаря своему распространению в Калифорнии среди любителей погонять по песку. Вовсе нет!

На ATC конечно развлекались на песке, но основного потребителя эти трехколесные машины нашли в другом клиентском секторе.
На ATC конечно развлекались на песке, но основного потребителя эти трехколесные машины нашли в другом клиентском секторе.

Трициклы стали популярные в первую очередь благодаря своей универсальности, неприхотливости и дешевизне.

Универсальность - вот секрет успеха трехколесников.
Универсальность - вот секрет успеха трехколесников.

Трициклы позиционировались на рынке, как многоцелевой вид транспорта, на котором можно работать , отдыхать и путешествовать.

Если бы трициклы продвигали, исключительно как dune buggy, то на рынке они продержались 5-6 лет, как та же компания Meyers Manx со своим багги Old Red просущестовавшая на рынке 6 лет (1964 по 1971 гг)

Трициклы же выпускались с 1971 года и вплоть до 1986 года. Даже компания Polaris успела отметится со своим трициклом Polaris Scrambler 250 в 1985 году выпустив их аж 2 000 штук.

Эпоха трициклов просуществовала ни много, ни мало, а целых 15 лет.

Хотя надо признать, что когда в 1982 году компания Suzuki выпустила первый в мире квадроцикл, построенный на базе ATC, то потребовалось всего три года, что бы трициклы были полностью вытеснены с рынка и стали достоянием истории.

целых 15 лет потребовалось, чтобы додуматься добавить к трициклу 4 колесо и все 3 года, чтобы трехколесники ушли в историю.
целых 15 лет потребовалось, чтобы додуматься добавить к трициклу 4 колесо и все 3 года, чтобы трехколесники ушли в историю.

С 1982 года на рынке мотовнедорожной техники начинается настоящая экспансия четырехколесных мотовездеходов.

Первый официальный ATV (all-terrain vehicle) Suzuki LT 125
Первый официальный ATV (all-terrain vehicle) Suzuki LT 125

Четырехколесные "мопеды" практически сразу выносятся в отдельный класс ATV (all-terrain vehicle).

Но повторюсь, главными «могильщиками» мелкосерийных машин класса dune baggy стали трициклы ATC,

С появлением ATV внедорожные багги окончательно «ушли в подполье» в гаражи отдельных энтузиастов самодельщиков.

Крупные производители ATV долгое время не видели коммерческой привлекательности в производстве внедорожных мотовездеходов класса dune baggy.

Даже когда Polaris в 1997 году выпустили свой шестиколесный Ranger, то этот аппарат не получил какого-то широкого распространения.

Polaris Ranger 6x6 единственный в своем роде cargo utility vehicle
Polaris Ranger 6x6 единственный в своем роде cargo utility vehicle

Polaris Ranger 6x6 долгое время оставался «белой вороной» в мотовездеходной индустрии. Для шестиколесника придумали специальный термин – cargo utility vehicle, что означает утилитарно-грузовое транспортное средство. Однако термину СUV не суждено было прижиться.

Polaris Ranger 6x6  cargo utility vehicle 1997 г.в
Polaris Ranger 6x6 cargo utility vehicle 1997 г.в

Тем не менее Ranger 6х6 стал «первой ласточкой» грядущих извинений в мотовездеходной индустрии с 2003 по 2010 гг., когда внедорожные багги вернутся на рынок под уже устоявшимся термином Side-by-Side и UTV.

Polaris Ranger 6x6  cargo utility vehicle 1997 г.в.
Polaris Ranger 6x6 cargo utility vehicle 1997 г.в.

Но о современной эпохе внедорожных багги будет рассказ во второй части нашего материала.

Спасибо за внимание! Лайк, подписка - заранее благодарен.

*Источники использованные в материале:

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://www.carriageassociationofamerica.com/what-is-a-buggy/

https://atvconnection.com/articles/honda-atv-history-in-the-beginning-3/

https://www.muddox.net/amphicat/

https://sfcriga.com/bruce-meyers-the-dune-buggy-wizard

продолжение следует
продолжение следует