Найти в Дзене
С Богом по жизни

ИИСУС НАВИН: ПОБЕДА В ХАНААНЕ

НАЗВАНИЕ

Книга Иисуса Навина названа по имени ее главного героя, который заменил Моисея на посту руководителя израильтян. Его первоначальное имя — Хошеа, или Осия (Чис. 13:9), что значит “спасение”, но Моисей назвал его Иехошуа, или Иошуа (в греческом прочтении — Иисус; Чис. 13:17), что значит “Яхве есть спасение”, — подходящее название книги, учитывая ее содержание. Это то же имя, что и Иисус в Новом Завете.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Хотя эта книга продолжает повествование, прерванное во Второзаконии, с нее начинается новый раздел Ветхого Завета: двенадцать книг (иудейской) истории. Первые семнадцать книг Ветхого Завета составляют историческое обрамление всех ветхозаветных книг.

Под руководством Иисуса Навина израильтяне, наконец, вошли в землю обетованную. Первая половина книги рассказывает о ее завоевании израильтянами с Божьей помощью. Взяты Иерихон и Гай, что поделило землю пополам. Захвачена южная часть страны, а потом и северная.

Вторая половина книги повествует о разделе земли. Каждое колено получило свою долю. Особые наделы отданы двум верным соглядатаям, Халеву и Иисусу. Левиты получили в качестве своего наследия города с предместьями. Книга завершается обращением Иисуса к народу и его смертью. Вся суть книги выражена в трех стихах 11-й главы: 15, 18, 23. Охвачен исторический период в 1520 лет (24:29; Втор. 34:5-9).

У нас нет полной уверенности в том, кто написал эту книгу. Среди предполагаемых авторов — Финеес и Елеазар. Иудеи традиционно приписывают авторство Иисусу Навину. Использование первого лица в 5:1 указывает на то, что автор переходил через Иордан; 24:26 говорит о том, что Иисус написал всю книгу или ее часть. Если Иисус Навин действительно написал ее, тогда рассказ о его смерти в конце книги добавил другой автор.

ПЛАН

I. ВСТУПЛЕНИЕ: Переход руководства к Иисусу Навину (1).

II. ЗАВОЕВАНИЕ ЗЕМЛИ (2—12).
А. Осмотр Иерихона разведчиками (2).
Б. Переход через Иордан по суше и установление мемориальных камней (3, 4).
В. Подготовка к сражению (5).
Г. Падение Иерихона (6).
Д. Проблемы с захватом Гая; чтение благословений и проклятий (7, 8).
Е. Коварный Гаваон; сражение с южными царями (9, 10).
Ж. Поражение северных царей (11).
З. Итог сражений (12).

III. РАЗДЕЛ ЗЕМЛИ (13—22).
A. Наследие двух с половиной колен (13).
Б. Наследие Халева (14).
B. Наследие остальной части колена Иудина (15).
Г. Наследие остальной части дома Иосифа (16, 17).
Д. Наследие оставшихся семи колен и Иисуса Навина; установление скинии (18, 19).
Е. Города-убежища (20).
Ж. Наследие левитов (21).
З. Два с половиной колена возвращаются домой; сооружение памятного жертвенника (22).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Прощание и смерть Иисуса (23, 24).

УРОКИ КНИГИ ИИСУСА НАВИНА

Книга Иисуса Навина показывает, как Божий народ может одержать победу верой. В ней мы находим замечательные стихи о том, что Бог пребывает со Своим народом и дает людям победу, если они верят и повинуются Ему. Один из таких отрывков — 1:5-9.

В вопросе повиновения Богу легко впасть в крайности: занять крайне правую позицию законничества (навязывание законов, которых Бог не давал) или крайне левую позицию либерализма (отстаивание необязательности данных Богом законов). В 1:7 мы видим равновесие, к которому должны стремиться: “Не уклоняйся от него ни направо, ни налево”.

События, последовавшие за грехом Ахана, демонстрируют, что Божий народ не может одержать победу, если “в стане грех”. В 7:20, 21 содержится урок о том, как грех может войти в жизнь человека и начать разрастаться. Сравните это с Иак. 1:14, 15.

В Новом Завете много ссылок на книгу Иисуса Навина (см. Деян. 7:16; 13:19; Иак. 2:25; Евр. 4:8; 11:22, 30, 31; 13:5). Наиболее примечательная из этих историй в плане ее отношения к Иисусу Христу — это история о Раав [Рахаве], которая была одной из Его прародительниц (Мф. 1:5).

#изучениебиблии #толкованиебиблии #толкованиеветхогозавета #библия #ветхийзавет #история #историяизраиля #иисуснавин #христианство #вера