Подборка книг для качественного и полезного отдыха.
1. Микаель Ниеми «Дамба»
Несколько месяцев север Швеции заливал нескончаемый дождь. От наводнения спасала огромная дамба, построенная с расчетом на самое худшее. И однажды река Люлео подточила казавшуюся непреодолимой бетонную преграду и понеслась, сметая все на своем пути. Когда смерть близка, открываются самые страшные человеческие качества. За желанием жить далеко на задний план уходит человечность, сострадание и самопожертвование. Только животный страх и самый главный инстинкт – выживание!
Мощный психологический триллер-катастрофа, напоминающий сразу всю классику скандинавского кинематографа. Некоторые сюжетные линии нарочито гротескны, некоторые душераздирающи, другие ужасают своей обыденностью. И в каждой есть масса символических отсылок и даже мистицизма, но очень неявного, завуалированного.
2. Антония Сьюзен Байетт «Обладать»
Роман «Обладать» – это изысканное блюдо для настоящих ценителей литературы. Детектив, в котором главным является не поиск преступника, а исследование жизни великого писателя. История любви, в которой пара медленно и осторожно идет навстречу друг другу, где любовь рождается от совместного интеллектуального усилия. Искусствоведческий роман, в котором искусство и жизнь пронизывают друг друга, становятся совершенно неразделимы. И совершенно неважно, где искать следы - на песке или в тексте.
3. Огава Ёко «Полиция памяти»
Героиня живет на отрезанном от мира острове, где время от времени исчезает какое-либо явление. Птицы, ленты-украшения, мореходство, истории — что угодно. Никто не знает об исчезновении заранее, но, когда оно происходит, все тут же чувствуют: что-то вновь безвозвратно утрачено. Бо́льшая часть жителей острова временами просыпается с утра с убеждением, что очередной вещи для них теперь не существует — как идеи, почти в платоновском смысле. После этого они избавляются от материальных воплощений этой вещи. Как только с этим покончено, островитяне окончательно забывают о «пропавшем» предмете или явлении. Но есть среди них и те, кто сохраняет память об исчезнувших вещах и даже может прятать у себя отдельные их экземпляры. Здесь-то и дает о себе знать Тайная полиция.
Рефлексия на сложную тему памяти, человеческой идентичности и ее соприкосновения с окружающим миром и существования в нем, написанная изящным лёгким языком. Эта книга рассказывает чем страшно забвение, и почему мы так легко его принимаем.
4. Леонард Коэн «Книга томления»
Впервые на русском языке второй сборник стихов Леонарда Коэна в прекрасном переводе Максима Немцова.
Всемирно известный певец и поэт писал «Книгу томления» во время своего пятилетнего пребывания в дзен-монастыре в Южной Калифорнии, а позже в Лос-Анджелесе, Монреале и Мумбаи. Этот сборник поэзии стал первым за двадцать лет молчания.
Творчество канадского поэта, безусловно, заслуживает внимания. Его хит Hallelujah («Аллилуйя») знает практически каждый. Этот последний томик поэзии Коэн планировал выпустить в печать, но не успел. Книга составлена из опубликованных и неопубликованных стихотворений поэта и щедро проиллюстрирована его рисунками, среди которых множество автопортретов, имеются также копии страниц из записных книжек. В стихах автора много чувственного эротизма, страсти и одновременно чего-то чистого и светлого.
5. Адриане Лохнер «Лес»
Леса накапливают углерод и противодействуют изменению климата, помогают предотвратить эрозию почвы и регулируют водный цикл. Особенно положительно они влияют на состояние окружающей среды, если в них присутствует большое разнообразие деревьев. Более того, леса важны для общего состояния здоровья планеты. Их польза для общества и разнообразие жизни возлагают на нас ответственность и обязанность защитить планету от обезлесения.
В этой книге биолог, эколог и журналист Адриане Лохнер рассматривает лес с культурно-исторической и с научной точек зрения. Вы узнаете, как устроена лесная экосистема, познакомитесь с различными типами леса – по составу видов деревьев и по условиям окружающей среды, а также с видами лесопользования и с некоторыми аспектами их охраны.
6. Вадим Панов «Аркада»
Вадим Панов в своем фантастическом романе рисует нам мир, в котором человечество в стремлении к счастью позволило поработить себя. Но вот в этот мир приходит безумный террорист Орк, считающий, что человечество нужно встряхнуть и мотивировать людей на бунт.
У романа есть и детективная составляющая. Мы все время пытаемся понять: сначала – кто такой этот Орк, потом – какие у него истинные мотивы. А поняв – ужаснемся.
7. Валерий Печейкин «Стеклянный человек»
Валерий Печейкин в своей книге «Стеклянный человек» возрождает жанр анекдота. Его рассказы полны юмора, и в них часто бывает неожиданный финал. Но, в отличие от анекдота, герой у Печейкина – не универсальный обобщённый образ (теща, русский, американец и еврей) и не историческое или вымышленное лицо (Чапаев, Штирлиц, Горбачев), а вполне конкретный и живой человек – он самый Валерий Печейкин. Всякая обобщённость и упрощенность отменяется, напротив, вопреки законам жанра, в анекдотическую ситуацию попадает личность.
И личность эта абсолютно откровенна и прозрачна, как стеклянный человек из первого рассказа сборника. Учтите этот факт и, если вам такая откровенность не по сердцу (а также, если вам меньше 18 лет), отложите книгу.
9. Майкл Финкель «Я ем тишину ложками»
Реальная история американского отшельника, который прожил 27 лет в лесу. В 1986 году Кристофер Найт решил, что не хочет больше жить в обществе и вообще иметь какие-либо контакты с людьми, поэтому построил себе шалаш и стал добывать пропитание, обворовывая ближайшие дома. Повествование охватывает временной отрезок от ареста Найта до его освобождения из тюрьмы, но на самом деле вмещает в себя большой пласт событий от античности до наших дней.
Финкель виртуозно вплетает в сюжет исторические анекдоты, цитаты известных отшельников и афоризмы в разное время тяготевших к одиночеству великих людей. Из этой мозаики складывается яркая картина того, как удачно или фатально разные люди пытались осознать себя без себе подобных вокруг.
10. Дмитрий Воденников «Воденников в прозе»
Дмитрий Воденников – прежде всего, поэт. Наверное, поэтому он так виртуозно справляется со сложным жанром эссе, которое требует, как и поэзия, предельно личного осмысления действительности.
В поле зрения Воденникова попадает все – от шоколадного фондана до проблемы вечной любви. Ничто не может трактоваться как «низкое» или «высокое», все становится предметом философских размышлений.
Читая книгу эссе Воденникова, вы будто разговариваете с великолепным собеседником – умным, тонким, образованным и, что немаловажно, с прекрасным чувством юмора.
Вот вам пробник этой великолепной прозы – несколько цитат из книги.
«Это я к тому, что одиночество – это очень хорошо. Только в нем мы настоящие. Без лжи, без уверток, без желания нравиться. Встаешь, какой есть, ложишься, каким встал»
«...когда мы все вышли из Африки и стали заселять Землю, каждое племя выбирало место получше. Самые древние греки поселились в благословенной Элладе. Предтечи итальянцев вышли к берегам Тибра. Мы же уходили от Африки все дальше и дальше и, чтобы ни с кем не разговаривать, ни с кем не общаться, в конце концов мрачно осели в стеклянном от холода воронежском лесу, хотя и Воронежа никакого еще не было»
«...я чувствую город, особенно большой, как отдельный организм, который я не могу понять, а он – меня не хочет. Потеряться – как отстать от города, когда он все время уходит от тебя. Пугает отсутствие какого-то общего пространства и времени у города. Пугает невозможность его охватить, запомнить, узнать»