Найти в Дзене

Книжный август: топ-10 от модельной библиотеки

Оглавление

Подборка книг для качественного и полезного отдыха.

1. Микаель Ниеми «Дамба»

Несколько месяцев север Швеции заливал нескончаемый дождь. От наводнения спасала огромная дамба, построенная с расчетом на самое худшее. И однажды река Люлео подточила казавшуюся непреодолимой бетонную преграду и понеслась, сметая все на своем пути. Когда смерть близка, открываются самые страшные человеческие качества. За желанием жить далеко на задний план уходит человечность, сострадание и самопожертвование. Только животный страх и самый главный инстинкт – выживание!

Мощный психологический триллер-катастрофа, напоминающий сразу всю классику скандинавского кинематографа. Некоторые сюжетные линии нарочито гротескны, некоторые душераздирающи, другие ужасают своей обыденностью. И в каждой есть масса символических отсылок и даже мистицизма, но очень неявного, завуалированного.

Фото: vk.com/sshbn
Фото: vk.com/sshbn

2. Антония Сьюзен Байетт «Обладать»

Роман «Обладать» – это изысканное блюдо для настоящих ценителей литературы. Детектив, в котором главным является не поиск преступника, а исследование жизни великого писателя. История любви, в которой пара медленно и осторожно идет навстречу друг другу, где любовь рождается от совместного интеллектуального усилия. Искусствоведческий роман, в котором искусство и жизнь пронизывают друг друга, становятся совершенно неразделимы. И совершенно неважно, где искать следы - на песке или в тексте.

Фото: vk.com/sshbn
Фото: vk.com/sshbn

3. Огава Ёко «Полиция памяти»

Героиня живет на отрезанном от мира острове, где время от времени исчезает какое-либо явление. Птицы, ленты-украшения, мореходство, истории — что угодно. Никто не знает об исчезновении заранее, но, когда оно происходит, все тут же чувствуют: что-то вновь безвозвратно утрачено. Бо́льшая часть жителей острова временами просыпается с утра с убеждением, что очередной вещи для них теперь не существует — как идеи, почти в платоновском смысле. После этого они избавляются от материальных воплощений этой вещи. Как только с этим покончено, островитяне окончательно забывают о «пропавшем» предмете или явлении. Но есть среди них и те, кто сохраняет память об исчезнувших вещах и даже может прятать у себя отдельные их экземпляры. Здесь-то и дает о себе знать Тайная полиция.

Рефлексия на сложную тему памяти, человеческой идентичности и ее соприкосновения с окружающим миром и существования в нем, написанная изящным лёгким языком. Эта книга рассказывает чем страшно забвение, и почему мы так легко его принимаем.

Фото: vk.com/sshbn
Фото: vk.com/sshbn

4. Леонард Коэн «Книга томления»

Впервые на русском языке второй сборник стихов Леонарда Коэна в прекрасном переводе Максима Немцова.

Всемирно известный певец и поэт писал «Книгу томления» во время своего пятилетнего пребывания в дзен-монастыре в Южной Калифорнии, а позже в Лос-Анджелесе, Монреале и Мумбаи. Этот сборник поэзии стал первым за двадцать лет молчания.

Творчество канадского поэта, безусловно, заслуживает внимания. Его хит Hallelujah («Аллилуйя») знает практически каждый. Этот последний томик поэзии Коэн планировал выпустить в печать, но не успел. Книга составлена из опубликованных и неопубликованных стихотворений поэта и щедро проиллюстрирована его рисунками, среди которых множество автопортретов, имеются также копии страниц из записных книжек. В стихах автора много чувственного эротизма, страсти и одновременно чего-то чистого и светлого.

Фото: vk.com/sshbn
Фото: vk.com/sshbn

5. Адриане Лохнер «Лес»

Леса накапливают углерод и противодействуют изменению климата, помогают предотвратить эрозию почвы и регулируют водный цикл. Особенно положительно они влияют на состояние окружающей среды, если в них присутствует большое разнообразие деревьев. Более того, леса важны для общего состояния здоровья планеты. Их польза для общества и разнообразие жизни возлагают на нас ответственность и обязанность защитить планету от обезлесения.

В этой книге биолог, эколог и журналист Адриане Лохнер рассматривает лес с культурно-исторической и с научной точек зрения. Вы узнаете, как устроена лесная экосистема, познакомитесь с различными типами леса – по составу видов деревьев и по условиям окружающей среды, а также с видами лесопользования и с некоторыми аспектами их охраны.

Фото: vk.com/sshbn
Фото: vk.com/sshbn

6. Вадим Панов «Аркада»

Вадим Панов в своем фантастическом романе рисует нам мир, в котором человечество в стремлении к счастью позволило поработить себя. Но вот в этот мир приходит безумный террорист Орк, считающий, что человечество нужно встряхнуть и мотивировать людей на бунт.

У романа есть и детективная составляющая. Мы все время пытаемся понять: сначала – кто такой этот Орк, потом – какие у него истинные мотивы. А поняв – ужаснемся.

Фото: vk.com/sshbn
Фото: vk.com/sshbn

7. Валерий Печейкин «Стеклянный человек»

Валерий Печейкин в своей книге «Стеклянный человек» возрождает жанр анекдота. Его рассказы полны юмора, и в них часто бывает неожиданный финал. Но, в отличие от анекдота, герой у Печейкина – не универсальный обобщённый образ (теща, русский, американец и еврей) и не историческое или вымышленное лицо (Чапаев, Штирлиц, Горбачев), а вполне конкретный и живой человек – он самый Валерий Печейкин. Всякая обобщённость и упрощенность отменяется, напротив, вопреки законам жанра, в анекдотическую ситуацию попадает личность.

И личность эта абсолютно откровенна и прозрачна, как стеклянный человек из первого рассказа сборника. Учтите этот факт и, если вам такая откровенность не по сердцу (а также, если вам меньше 18 лет), отложите книгу.

Фото: vk.com/sshbn
Фото: vk.com/sshbn

9. Майкл Финкель «Я ем тишину ложками»

Реальная история американского отшельника, который прожил 27 лет в лесу. В 1986 году Кристофер Найт решил, что не хочет больше жить в обществе и вообще иметь какие-либо контакты с людьми, поэтому построил себе шалаш и стал добывать пропитание, обворовывая ближайшие дома. Повествование охватывает временной отрезок от ареста Найта до его освобождения из тюрьмы, но на самом деле вмещает в себя большой пласт событий от античности до наших дней.

Финкель виртуозно вплетает в сюжет исторические анекдоты, цитаты известных отшельников и афоризмы в разное время тяготевших к одиночеству великих людей. Из этой мозаики складывается яркая картина того, как удачно или фатально разные люди пытались осознать себя без себе подобных вокруг.

Фото: vk.com/sshbn
Фото: vk.com/sshbn

10. Дмитрий Воденников «Воденников в прозе»

Дмитрий Воденников – прежде всего, поэт. Наверное, поэтому он так виртуозно справляется со сложным жанром эссе, которое требует, как и поэзия, предельно личного осмысления действительности.

В поле зрения Воденникова попадает все – от шоколадного фондана до проблемы вечной любви. Ничто не может трактоваться как «низкое» или «высокое», все становится предметом философских размышлений.

Читая книгу эссе Воденникова, вы будто разговариваете с великолепным собеседником – умным, тонким, образованным и, что немаловажно, с прекрасным чувством юмора.

Вот вам пробник этой великолепной прозы – несколько цитат из книги.

«Это я к тому, что одиночество – это очень хорошо. Только в нем мы настоящие. Без лжи, без уверток, без желания нравиться. Встаешь, какой есть, ложишься, каким встал»

«...когда мы все вышли из Африки и стали заселять Землю, каждое племя выбирало место получше. Самые древние греки поселились в благословенной Элладе. Предтечи итальянцев вышли к берегам Тибра. Мы же уходили от Африки все дальше и дальше и, чтобы ни с кем не разговаривать, ни с кем не общаться, в конце концов мрачно осели в стеклянном от холода воронежском лесу, хотя и Воронежа никакого еще не было»

«...я чувствую город, особенно большой, как отдельный организм, который я не могу понять, а он – меня не хочет. Потеряться – как отстать от города, когда он все время уходит от тебя. Пугает отсутствие какого-то общего пространства и времени у города. Пугает невозможность его охватить, запомнить, узнать»

Фото: vk.com/sshbn
Фото: vk.com/sshbn