Найти тему
Орская хроника

Что такое эркер и с чем его едят?

В квартале между проспектом Ленина и улицей Новосибирской есть особое очарование. Двух- и трех-этажные жилые здания на улицах Горького, Чернышева, Кутузова, Нефтяников и Суворова всегда притягивают взоры гостей города и тех орчан, которые здесь бывают редко. Есть в этих домах что-то необычное. Что именно, «ОХ» рассматривала вместе с представителем Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

С Гульфией Маркварт, членом Орского отделения ВООПИиК, мы отправились на вечернюю прогулку по кварталу советской застройки. Начали мини-путешествие от остановки «Кинотеатр «Мир» в сторону улицы Новосибирской.

– Сейчас таких жилых домов не возводят, к сожалению, – говорит Гульфия. – У современных зданий нет души. А вот перед нами дом  № 5 по улице Нефтяников. Некоторыми архитектурными элементами, тем же декором, он отличается даже от соседних строений. У каждого дома в этом квартале есть изюминка. Это пилястры и эркеры, венчающие карнизы и русты...

-2

Маркварт уточняет, что жилье здесь возводили в послевоенные годы трудармейцы и военнопленные немцы.

– Наверное, они стремились, чтобы здешние здания хоть немного, но напоминали покинутые родные места – землю отцов, Германию. Часть жилых домов в поселке Нефтяников, а именно так когда-то назывался квартал, построена в конце сороковых, другие возведены в пятидесятые. В основном это шлакоблочные сооружения в два или три этажа, – подмечает Гульфия.

Мы подходим к дому № 31 по улице Кутузова за бетонным забором. На входе нас встречают скульптуры пионера и пионерки на небольших постаментах. А еще Сергей Иванович, который работает в одной из организаций, размещенных в здании.

– Скульптуры появились в середине пятидесятых, когда и было сдано в эксплуатацию строение – это был детский сад, – рассказывает он. – Архитектурный облик здания отличается от домов, возведенных в конце сороковых годов. Тут даже орнаменты другие. Это чисто советская постройка. Не уверен даже, что к ней имеют отношение немцы. Многие военнопленные к тому времени уже вернулись домой.

Детсада тут нет тоже давно. Сейчас здесь Центр социальной поддержки населения Ленинского района.

– Вот бы здание в порядок привести да скульптуры отремонтировать! Да и большинство домов тех лет здесь в удручающем состоянии, а ведь они уникальные. Их беречь надо, – вздыхает Сергей Иванович.

Мы не спорим. Он прав. Прощаемся, идем дальше...

Жилье для нефтяников

Мы с Гульфией Маркварт держим путь по улице Кутузова, а в одном из домов на улице Чернышева живет Эльза Герлингер, тетя руководителя Оренбургского отделения ВООПИиК Веры Арнгольд. Она-то нас и ждет.

-3

Распахиваем старую, еще тех времен, деревянную дверь в подъезд двенадцатиквартирного дома и поднимаемся по деревянной опять же лестнице. Кажется, она даже не скрипит. А вид подъезда лучше, чем в домах восьмидесятых годов постройки, хотя конкретно это жилое здание на улице Чернышева возведено аж в пятьдесят четвертом.

– Мы приехали в Орск в 1957 году к дяде Николаю Арнгольду, – рассказывает Эльза Федоровна. – Все эти двух- и трехэтажные дома к тому времени уже были построены. Нашими зданиями по нечетной стороне улицы заканчивался квартал, напротив стояли так называемые коттеджи и что-то вроде свинарника. Потом на их месте появились новые многоэтажки и здание треста «Орскпромстрой».

В доме Эльзы Федоровны когда-то было общежитие, ставшее позже коммуналкой. Жили тут в основном работники промстроя. Первые жильцы въезжали в квартиры, где не было газа с горячей водой, но имелось и центральное, и печное отопление. В кухне нашей собеседницы тоже стояла кирпичная печь, которую убрали сразу после заселения. О ней до сих пор напоминает часть дымохода на потолке.

Большинство двухэтажных домов бывшего поселка нефтяников не оборудовано подвалами, все коммуникации там проходят сверху. Лишь в некоторых жилых зданиях есть подвальные помещения, имеющие статус бомбоубежищ. Раньше в городе насчитывалось более 200 убежищ, в том числе  на предприятиях.

Полный текст: https://hron.ru/news/read/70155