Новейшее искусство у неподготовленного зрителя зачастую вызывает недоумение: «Это, правда, искусство?» И подобные восклицания – лишь свидетельство господствующей традиции. Живописные полотна, мраморные скульптуры… а тут вдруг писсуар, самый что ни на есть обычный, из магазина сантехники, который, впрочем, гордо подписан Дюшаном – «R.Mutt».
Уже тогда, в 1917 году, французский художник эпатировал публику своим реди-мейдом «Фонтан». Прошел век, а заимствования в искусстве шокируют по сей день.
Ричард Принс, современный американский художник, известен своими фотографиями, которые с трудом можно назвать авторскими. Избрав метод копияжа за главный, он буквально снимает копии. И если в конце 80-х в объективе художника оказался рекламный образ ковбоя «Marlboro», то в 2014 году публикации обычных пользователей Instagram Принс сохранял скриншотами. Экспонируемые в дальнейшем на выставке «New Portraits», они снискали как славу, так и осуждение. «Разве ж это искусство?» Вечный вопрос…