Найти тему
Клуб директоров

Про логистику в России

Про логистику в России

Министерство транспорта готовит масштабный план перестройки железнодорожной логистики в Сибири и на Дальнем Востоке. Недавно мы писали о развитии МТК Север - Юг.

Данный маршрут подразумевает создание транспортной инфраструктуры для выхода России в Индийский океан.

Сейчас же рассмотрим иной маршрут, который интенсифицирует торговлю России с Китаем и Монголией. Впрочем, уже сейчас можно сделать вывод, что правительство намерено диверсифицировать маршруты, строя инфраструктуру сразу на нескольких направлениях.

Подобный подход снижает риски появления зависимости от одного большого игрока. В настоящее время - от Китая, в перспективе - от Индии.

Минтранс подготовил план масштабного строительства железнодорожной инфраструктуры в Китай. Имеются проекты как прямого сообщения с КНР, так и транзитные через Казахстан и Монголию. Общая стоимость плана составляет 30,8 млрд долларов (опять к вопросу о том, куда девать валюту). Об этом сообщают "Ведомости".

На них предполагается построить около 3 тысяч километров железных дорог на территории Казахстана, Монголии и Китая. 369 километров на территории России, а также возвести три новых ж/д погранпункта через границу России.

Рассмотрим конкретные проекты.

Самым масштабным является создание МТК Россия - Монголия - Китай общей стоимостью в 1 трлн рублей. Планируемый грузооборот на участке - 73 млн тонн в год.

Частью маршрута должна стать многострадальная ветка Элегест - Кызыл - Курагино.

Данная ветка не построена до сих пор, хотя ещё в 2011 году был построен символический 1 километр путей. Причина банальна для нашей страны. Ветку передали в концессию, ожидая, что частный инвестор сможет реализовать проект. Однако получилось примерно тоже самое, что и с Северным широтным ходом (СШХ).

Хотя за эти 11 лет государство вполне могло бы самостоятельно и в кратчайший срок построить объект. По предварительным оценкам, реализовать всё это можно за 4-5 лет.

Однако теперь есть надежда, что в рамках МТК Россия - Монголия - Китай и железная дорога в Тыву будет построена, что даст этому депрессивному региону хорошую перспективу развития.

Далее железнодорожная дорога от Элегеста пойдет на монгольскую границу и через Монголию - на Китай.

Следующий проект - строительство 226 километрового участка на территории Монголии от железнодорожной станции Зуунбаян до пункта пропуска Ханги. На карте примерный маршрут обозначен в красном кругу.

Также на территории Казахстана планируется построить линию Бахты - Аягоз, которая соединит маршрут от границы России в районе Петропавловска до Достыка (граница Казахстана и Китая) в выходом на Урумчи.

Длина участка 270 километров.

Помимо этого, отметим расширение пропускной способности погранпереходов. Здесь речь идёт о погранпереходах Джалинда - Мохэ (модернизация ж/д путей), строительстве второго ж/д моста в Забайкальском крае, а также модернизации погранперехода Соловьевск - Эрэнцав.

Запланированные проекты в случае их реализации позволят кратно увеличить сухопутную торговлю между Россией и Китаем. Сейчас имеется значительный перекос в сторону морской торговли. Оно и логично, поскольку ранее транспортная инфраструктура в России развивалась по параллелям, а не меридианам.

Что касается инвестиций, то здесь абсолютно все проекты Россия в состоянии профинансировать самостоятельно. 30,8 млрд долларов - ничто. Эти деньги вернутся в кратном размере уже в первые годы работы новой инфраструктуры. Если, разумеется, не применять либеральный подход и не считать финансовую составляющую проекта отдельно от всей экономики. К тому же, нынешний переизбыток валюты позволяет профинансировать сразу несколько подобных проектов.

Текущий амбициозный план Минтранса должен быть утвержден в сентябре. Надеемся, он будет исполнен в полном объеме.

Пишет Двинский