В 1978 году Ал Анзер за рулем Lola T500 команды Chaparral одержал победу в Indy 500! Через год Анзер сидел за рулем совершенно нового шасси разработки Chaparral, под названием 2K. Ал Анзер-старший уверенно лидировал в дебютном Инди-500, правда в итоге машина сошла из-за проблем с трансмиссией. Но в следующему году «Желтая подводная лодка», а именно так окрестили Chapparal, превратилась в доминатора.
Тайна «Желтой подводной лодки»
Секрет необыкновенной прыти Chaparral 2K заключался в так называемом «граунд-эффекте» (эффекте земли). Если вы заглянете под днище машины, то заметите, что в нижней части болида расположились два длинных тоннеля Вентури. За счет особого профиля днища (имеющего форму как-бы перевернутого крыла самолета), воздух, проходящий под автомобилем, создает зону низкого давления. Болид, соответственно, буквально «присасывается» к асфальту, увеличивая сцепление шин с трассой. Невиданная прежде в «Индикаре» прижимная сила помогла Chaparral 2K проходить повороты, тормозить и ускоряться быстрее конкурентов.
Шеф-дизайнер
Для проектирования Chapparal 2K Джим Холл воспользовался услугами британского конструктора Джона Барнарда. Познакомились они еще во времена сотрудничества с Lola cars, ведь именно разработки Джона в значительной степени способствовали успеху Chaparral Racing в предыдущие годы.
Кроме того, Барнард был человеком ассистирующим Гордону Коппаку (стоящему за победой McLaren M23 в чемпионате мира) одним из разработчиков М24, и тем, кто позже откроет новую эру в конструкции шасси, со знаменитым McLaren MP4/1 – первым в истории Формулы-1 болидом оснащенным полностью карбоновым монококом!
Но в любом случае шасси Chaparral 2K представляло собой обычный алюминиевый монокок, сочетавшийся с двигателем Cosworth DFX V8 Turbo, развивающим свыше 700 лошадиный сил, и 4-ступенчатой коробкой передач Weissmann. Казалось бы получился «еще один индикар», но не таков был Барнард, чтобы создавать «простые вещи».
Так как получить «моторное» преимущество в «Индикаре» тех лет не представлялось возможным (1400-сильные движки Offenhauser с нитрометаном канули в Лету), Джон Барнард сделал ставку на аэродинамику. Туннели Вентури занимали всю доступную площадь днища: от передних колес до заднего свеса! Еще одной необычной особенностью стала задняя часть болида. Автомобиль имел своего рода вспомогательное шасси, к которому крепилось заднее антикрыло и подвеска.
К сожалению, или к счастью, дальнейшие дороги Анзера и Барнарда с Джимом Холлом разошлись. Новым гонщиком команды Chaparral стал Джонни Резерфорд, по прозвищу «Одинокая Звезда». А на замену главному конструктору – Джону Барнарду (перешедшего в команду Формулы-1 McLaren) пригласили австралийца Стива Роби, бывшего главного инженера McLaren Indy.
«Одинокая Звезда»
За тридцатилетнюю карьеру, Джон Шерман Резерфорд 314 раз стартовал в гонках «Индикар», одержал 27 побед (из которых три – на «Старой кирпичнице») и 23 раза стартовал с поула. В 1980 году, благодаря Chaparral 2K, «Одинокая звезда» завоевал чемпионский титул.
Как вы помните, Ал Анзер-младший победил на этой машине в заключительной гонке сезона, в Фениксе. Когда Джим нанял меня, то мы вновь приехали в Финикс, и механики настроили болид «как было у Анзера». Честно говоря, первые круги меня сильно разочаровали. Я просто не мог управлять этой штуковиной, что пугало меня до смерти – Chaparral ехал совершенно иначе, чем привычный мне McLaren! К счастью, к Холлу вместе со мной перешел Стив Роби, который знал мои предпочтения: максимально жесткая подвеска и минимальный клиренс. С его настройками к концу дня мы улучшили время предыдущего рекорда на две секунды! (с) Джонни Резерфорд.
Прочитать полную версию этой статьи и узнать больше подробностей о Желтой Подводной Лодке вы можете перейдя по ссылке.